Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Иосиф Абрамис, заслуженный деятель искусств БССР (1980 г., Тэатральны Мінск)

Иосиф Абрамис, заслуженный деятель искусств БССР (1980 г., Тэатральны Мінск)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ИОСИФ АБРАМИС, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВ БССР

Медленно погружается в полумрак зрительный зал. И лишь из оркестровой ямы льется мягкий, немного таинственный свет. Мимо сидящих оркестрантов к дирижерскому пульту стремительной, легкой походкой идет человек в традиционном черном фраке. Он поднимается за пульт, как бы становясь у незримого руля. В луче света появляется дирижерская палочка. Тишина… Теперь внимание музыкантов и всех находящихся на сцене будет приковано к этой простой деревянной палочке. Еще секунда – и по ее взмаху оживет музыка, соединятся в один крепкий узел все нити спектакля, полновластным хозяином которого станет дирижер. 

Три десятилетия стоит за дирижерским пультом заслуженный деятель искусств БССР Иосиф Самуилович Абрамис. Большая часть его творческой жизни прошла в стенах театра оперы и балета БССР, а недавно он стал главным дирижером Государственного театра музыкальной комедии. 

И. Абрамис: "Для многих людей выбор профессии, своего пути в жизни представляет немалую сложность, а иные, по собственному признанию, так и занимаются не своим делом. Мне повезло. Я уже в детстве знал, что только музыке и театру отдам всю свою жизнь. Немалую роль, конечно, сыграло здесь то, что я вырос в театре, где мой отец был артистом хора, и с самых первых шагов атмосфера театра, этот особый театральный воздух стали для меня жизненно необходимы". 

...В юношеские годы Иосифа Абрамиса занятия музыкой и театр были уже неотделимы друг от друга. Занимаясь в музыкальном техникуме, он выходил в мимансе в театральных спектаклях, позже совмещал учебу в консерватории на отделении духовых инструментов с работой в оркестре театра. Тогда уже юный музыкант мечтал о профессии дирижера. И когда, казалось бы, ничто не мешало осуществлению мечты – получен диплом оркестранта высшей квалификации, накоплен определенный опыт работы в оркестре, стало возможным продолжить учебу на отделении оркестрового дирижирования, – началась Великая Отечественная война и Иосиф Абрамис был призван в армию, где прослужил до самого окончания войны связистом-радистом в артиллерийском полку. 

Вернувшись в Минск, он много работает, опять совмещая игру в оркестре театра с занятиями в консерватории, теперь уже на отделении оркестрового дирижирования. Несколько позже Абрамис осваивает еще одну музыкальную профессию – хормейстера. По приглашению тогдашнего главного хормейстера театра Г. Петрова И. Абрамис начинает работать с хором, не переставая при этом играть в оркестре. Наконец, в 1951 году осуществляется мечта музыканта – государственная комиссия единогласным решением оценила на "отлично" его дирижирование оперой "Евгений Онегин". Иосифу Абрамису была присвоена квалификация дирижера. 

С тех пор прошли годы напряженного труда, проделана огромнейшая работа. Во время работы в оперном театре дирижером было освоено 47 спектаклей, причем в 34-х он был музыкальным руководителем, одним из создателей постановки. Вот лишь некоторые из них: "Князь Игорь" Бородина, "Русалка" Даргомыжского, "Спартак" Хачатуряна, "Октябрь" Мурадели, "Риголетто", "Аида", "Бал-маскарад", "Отелло" Верди, "Чио-Чио-сан", "Тоска" Пуччини, "Манон" и "Вертер" Массне, "Фауст" Гуно, "Искатели жемчуга" Бизе, "Дон Кихот" Минкуса, "Дон Паскуале" Доницетти... Много сил отдано дирижером и спектаклям белорусских композиторов. Под его руководством шли "Михась Подгорный" Тикоцкого, "Соловей" Крошнера, "Князь-озеро" Золотарева, "Звезда Венера" и "Когда опадают листья" Семеняко, "Мечта" Глебова, "Маринка" Пукста и другие. И каждой премьере предшествовала кропотливая ежедневная работа дома за партитурой, в классе с солистами, на репетициях с оркестром... 

И. Абрамис: "Работа над новым спектаклем для меня начинается задолго до встреч с солистами и оркестром, особенно если это музыкальное произведение малоизвестно и у нас прежде не ставилось. Недостаточно изучить партитуру и клавир, образно говоря, надо сделать произведение "своим", то есть знать о нем по возможности все. Вот я и начинаю изучать творчество композитора, эпоху, в которой он жил, историю создания произведения, период в творчестве и особенности этого периода, ищу литературу и живопись, прямо или косвенно имеющие отношение к произведению. В общем, стараюсь представить себе образный строй будущего спектакля как можно ярче. Потом начинаются встречи с сопостановщиками. И тут очень важно взаимопонимание между режиссером и дирижером, их умение найти оптимальное решение спектакля. При этом идет работа с солистами в классах, корректуры с оркестром, сценические репетиции, генеральные, прогоны, сдачи... и, наконец, премьера. Но тут в дирижерском искусстве выявляется еще один немаловажный аспект: воплощая свои замыслы, он не должен подавить при этом индивидуальности музыкантов. Требуются еще и педагогические способности, умение найти подход к человеку". 

Если прибегнуть, правда, к несколько далекой от музыки спортивной терминологии, то профессию дирижера можно смело отнести к современным видам многоборья. Дирижер, как правило, знает на память весь текст и на протяжении действия он – доброжелательный и заинтересованный помощник каждого участника спектакля. Во время балетного исполнения дирижер должен быть очень внимателен к тому, что происходит на сцене, помогать танцовщикам в исполнении сложных па, знать балетмейстерскую партитуру и учитывать особенности каждого исполнителя. Если учесть, что у солистов, хора, танцовщиков бывают перерывы во время спектакля, где они могут отдохнуть, а у дирижера его нет в течение нескольких часов, станет понятной и огромная чисто физическая нагрузка. К тому же дирижер должен быть постоянно готовым ко всякого рода неожиданностям, которые могут случиться каждую минуту, и тогда ему необходимо мгновенно найти выход из создавшегося критического положения. 

Беседуя с дирижером, я задала ему и традиционный вопрос о свободном времени и услышала ответ, который ожидала и не раз слышала в театре от многих: единственное его "увлечение" в свободное и несвободное время – работа, музыка, спектакли, театр. Конечно, он любит поэзию, литературу, живопись, но все это лишь помощники в главном. Может быть и верно, что настоящий мастер рождается лишь тогда, когда все отдается одному любимому делу? 

И. Абрамис: "За свою многолетнюю практику я многое передумал и понял. Опера, балет, оперетта – творчество коллективное, где очень важен человеческий контакт всех исполнителей, их совместное творческое горение. Я не забываю и о том, что вся ответственность за качество спектакля лежит на дирижере, который обязан мобилизовать внимание всех музыкантов, воодушевить их единым творческим порывом, сам показать пример максимальной творческой отдачи в процессе исполнения. 

Не так давно я принял на себя обязанности главного дирижера театра музыкальной комедии. Я убедился, что перед артистами театра оперетты порой стоят задачи более сложные, чем в опере. Они должны хорошо петь и при этом легко танцевать, быть искренними в моменты чисто драматического действия. 

Отсюда и моя нынешняя цель как главного дирижера – поднять общую музыкальную культуру театра на достойную высоту. 

 Я глубоко верю в великую силу искусства, верю в наш коллектив и знаю, что только самоотверженный труд приносит достойные плоды. Когда же я становлюсь за пульт, то забываю обо всем на свете и стремлюсь к тому, чтобы искусство нашло путь к сердцу слушателя. Ибо только тогда я по-настоящему счастлив".

Наталья ПЕРВЯКОВА. 
Тэатральны Мінск. – 1980. – № 4. – С. 25–27.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: