Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Юрий Лазовский (1980 г., Тэатральны Мінск)

Юрий Лазовский (1980 г., Тэатральны Мінск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ЮРИЙ ЛАЗОВСКИЙ

"Мадамы и мусью! Если вам когда-нибудь доведется побывать в Одессе, загляните на Молдаванку. Там вас любезно примет торговая фирма "Попандопуло и компания", – говорит первый заместитель атамана Грициана и его министр финансов Попандопуло своему напарнику Гречкосею в спектакле "Свадьба в Малиновке". Но это уже в конце сценических событий, когда он примеряет перед воображаемым зеркалом чепчики и котелки из чужого сундука, готовясь "показать спинку" своему безденежному атаману. Обновив экипировку дырявым котелком, стеком и мундиром "а ля Керенский", Попандопуло начинает свой прощальный танец с куплетами "за Одессу" – танец простой по рисунку, но гротесково неожиданный по пластике и оттого уморительно смешной! В нем наш Попандопуло любуется сам собой, самим процессом угловатой пляски, радуется близкой свободе. Вся его жуткая физиономия светится наивным счастьем.

А в начале спектакля он своим видом просто ошарашил всех! Широченные, "с чужого плеча" красные штаны с лампасами, обшарпанный зеленый мундир и еще более ободранная фуражка того же происхождения, кожаные краги, застегнутые задом наперед, под мундиром рваная тельняшка, модные туфли. В бездонном кармане – маузер, в руках истрепанный, перевязанный веревочкой портфель.

Тифозная стрижка, воспаленные глаза, толстые щеки и шея, покрытые густой синевой вечной щетины! Эксцентричный вид органично сочетается с такой же эксцентричной манерой существования на сцене: то вдруг присвистнет, то неожиданно нахально засмеется, то с гиканьем кинется в толпу молодиц, то по-детски восхитится "композитором" и его гармошкой. Поразительны перепады его настроения, поразительна гамма поведения этого бывшего одесского биндюжника! – и все это блестяще раскрывается в увлеченной, восторженной игре Юрия Лазовского. Его Попандопуло – бесспорное достижение артиста, его сценический шедевр.

Свои театральные университеты Юрий Викторович Лазовский проходил на сцене Ивановского театра музыкальной комедии – одного из лучших опереточных коллективов страны. Начинал с хора, с массовок, с маленьких, эпизодических ролей. Старательно учился ремеслу: освоению сценического пространства, проникновению в обстоятельства пьесы и роли, обживанию деталей, учился гриму, пластике, выразительной речи и т. д. Искренняя увлеченность своим делом, старательность, человеческая скромность, дисциплинированность, которые характерны сейчас для Юрия Викторовича, – это все оттуда!

Первые роли Лазовского – роли его ровесников: студент Миша Горохов в "Самом заветном", моряк китобойной флотилии Саша Лопатенко в "Белой акации", партизан Виктор в "Черной березе", Диего в "Поцелуе Чиниты", летчик Беглашвили в "Бронзовом бюсте", студент биологического факультета Сеня в "Эврике", гусар Ротонский в "Чести мундира", Никита Батурин в "Холопке", офицер русского флота Гавриил Ланской в "Розе ветров" Мокроусова. Но наибольший интерес у него вызывали роли острохарактерные, с комедийной изюминкой, которые давали простор для поиска, для фантазии, для импровизации. Среди таких персонажей – и молодой морячок Гриша ("Марги"), и мусорщик ("Моя прекрасная леди"), и матрос Фома ("Вольный ветер"), и командировочный Белобоков ("Коса на камень"), и разгильдяй Анатолий Губанов по прозвищу Губа в "Святой троице", неопределенная личность Параситос в "Королеве красоты".

По стечению театральных обстоятельств Лазовскому пришлось сыграть массу всевозможных бандитов: Одноглазый в "Великом волшебнике", главарь банды Лысый в "Ошибке Наташи", Почеши-нос в итальянской оперетте "Черный дракон", разбойник Хинто в оперетте Кальмана "Цыган-премьер" и другие. Это – как раз та "компания", которая подготовила появление блестящего Попандопуло.

Игру Лазовского отличает тонкий вкус, яркий пластический рисунок, точность личностной характеристики персонажа через социальные, профессиональные, индивидуальные подробности, яркие, фиксированные оценки. На сцену нашего театра Лазовский пришел уже сложившимся мастером опереточного жанра. В своих рецензиях на первые наши спектакли критики единодушно отмечали высокую театральную культуру артиста, изящную филигранность игры, органичное сочетание психологической жизненности его персонажей с гротесковой окраской их поведения. Несколько примеров.

"Интересен и убедителен образ Кутайсова в оперетте "Холопка", созданный в спектакле Лазовским. Его цирюльник-сановник целиком соответствует образу хитрого и страшного императорского фаворита. Талантливо и досконально..."

"Лазовский представляет нам законченную работу, драматический стержень которой разработан до мельчайших подробностей... Точность драматического рисунка роли позволяет Лазовскому наполнить образ Леопольда в "Сильве" подлинной, чуть гротесковой комедийностью. У артиста прекрасно развито чувство меры..."

За время работы на минской сцене артист сыграл больше 25 ролей. И почти каждую его работу по праву можно назвать успехом: это – великолепный Фраскатти, перенесший конные порядки в "изящные искусства"; барон Зетта в "Веселой вдове", казак Федот в "Бабьем бунте". Блестящая работа артиста – граф Кутайсов в "Холопке" Стрельникова: низкий угодник, жестокий мучитель, вздорный старик, сластолюбивый слизняк. В "Поцелуе Чаниты" он создает опять же ярчайший тип "государственного дедектива" Кавалькадоса, которого без смеха и вспоминать невозможно. Как и несостоявшегося основателя фирмы "на черноморском берегу Черного моря" Попандопуло.

Так уж случилось, что в "послужном списке" Ю. Лазовского – в основном образы резко отрицательные. Высмеивая их жадность, угодничество, глупость, жестокость, артист так же верно служит гуманным идеалам, как и те, кто играет положительных, романтических героев.

Один из критиков, восхищаясь игрой Лазовского, удивленно воскликнул в своей рецензии: "Оставаясь певцом, он еще и играет!" И играет, надо добавить, великолепно. Над своими героями артист как бы внутренне смеется или чуть подтрунивает, что-то в них по-театральному укрупняя, заостряя. Но при всей утрированности его герои остаются людьми думающими, действующими, органичными и живыми! Юрий Викторович Лазовский является одним из ведущих мастеров нашего театра, и его участие в спектаклях в значительной степени обеспечивает их зрительский успех.

Георгий ВОЛЧОК.
Тэатральны Мінск. – 1980. – № 4. – С. 34–35.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: