Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Виктор Шевкалюк, заслуженный артист БССР (1980 г., Тэатральны Мінск)

Виктор Шевкалюк, заслуженный артист БССР (1980 г., Тэатральны Мінск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ВИКТОР ШЕВКАЛЮК, ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ БССР

Кто видел нашу "Марицу", тот безусловно обратил внимание на щупленького, легко порхающего по сцене игривого человека в ярко-желтом дорожном костюме, с рыжими кудряшками на голове, со сверлящими глазками-пуговками. Это – "барон Зупан из Вараздина". Самоуверенный, нахально беззаботный, он своими экстравагантными поступками вызывает веселый смех в зрительном зале. Вместе со зрителем над своим легковесным героем смеется и его создатель актер В. Шевкалюк. 

Мастер остросатирического характерного образа, актер высокой профессиональной культуры, Виктор Романович Шевкалюк работает в нашем театре со дня его открытия. Свой богатый творческий опыт и мастерство он охотно передает молодежи театра, старательно исполняя и хлопотные обязанности режиссера-ассистента. 

Его путь на сцену начался в труднейшее для страны время – период Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Поэтому профессиональной школой для него явилась сама сцена. Вначале Томского и Анжеро-Судженского драматических театров музыкальной комедии. Впоследствии были сцены Московского и Даугавпилсского музыкально-драматических театров, затем Бобруйск и, наконец, Минск. 

Первые практические уроки, полученные начинающим артистом на драматической сцене, многое дали В. Шевкалюку (в числе интересно сыгранных драматических ролей того времени можно вспомнить и следователя в "Живом трупе" Л. Толстого, и Романа Шишкина в спектакле "Вас ждут друзья", и беспризорника Яшку-Огонька в "Именем революции" М. Шатрова). От природы подвижный, он легко освоил искусство характерного танца. Высокий сильный голос артиста обозначил его амплуа – лирического героя. Адрейка в "Малиновке" и Никола в "Трембите", Альфред в "Летучей мыши" и Росильон в "Веселой вдове", Марсель в "Фиалке Монмартра" и Бони в "Сильве" определяли его репертуарный диапазон в "доминский" период. Но скоро Шевкалюк обнаружил склонность к воплощению и персонажей характерных. Перчаткин в "Морском узле" – первая роль артиста из амплуа "простака", Попович в "Сорочинской ярмарке" А. Рябова, Негош в "Веселой вдове", Яшка-артиллерист в "Малиновке", острохарактерный Велли в оперетте У. Гаджибекова "Аршин мал алан", Зупан в "Марице". Много играл Шевкалюк в бобруйский период. Здесь буквально каждая новая постановка была отмечена успехом артиста. Игривый Наполеон в "Баядере" и легкий Бони в "Сильве", восторженный Марсель в "Фиалке Монмартра" и болезненно-взбалмошный Драготин в "Цыганской любви", блистательный Фальк в "Летучей мыши" и ярко гротесковый ростовщик Исаак Мендоза в блестящей комедии Р. Шеридана "Дуэнья", въедливый Попович из "Сорочинской ярмарки" и снова "барон Зупан из Вараздина". Хочется привести несколько выдержек из критических статей этого времени: 

"В. Р. Шевкалюк создал очень яркий образ Мишки Япончика в спектакле "На рассвете". Мы видели не банального, привычного одессита, много лет бодро кочующего по нашим сценам и экранам, а оригинального Мишку, как бы сошедшего со страниц рассказов Бабеля. Ни раскосых глаз, ни нажима на жаргон, ни зловещих черт, которыми украшают этого "короля" Одессы. Япончик – В. Р. Шевкалюк прост, сосредоточен на своем "деле". Он даже по-своему красив и элегантен. И вместе с тем мы угадываем в Япончике звериный облик расчетливого бандита". 

"Интересен артист В. Шевкалюк в роли Генриха Шульца ("Девушка с голубыми глазами"). Его герою приходится разговаривать и петь на своеобразном жаргоне. Это не совсем просто, но актер талантливо, без нажима, проводит свою роль". 

..."И вдруг на сцене Бобруйского театра мы увидели Зупана, совсем не похожего на известных свиноводов из других спектаклей. Не пользуясь шаблонными приемами, В. Шевкалюк не только непринужденно смешит зрителя, но и подкупает своим искренним исполнением. Артист великолепно танцует, умело владеет своим голосом и, главное, тонко разоблачает никчемность барона Зупана". 

Работая над очередным острохарактерным персонажем, артист легко вживается в обстоятельства роли, точно раскрывая зерно образа, индивидуализируя своего героя, насыщая его своей, особой, индивидуальной и психологически убедительной жизнью. Бебирли из "Кавказской племянницы", барон Зетта из "Веселой вдовы", Бакрадзе из "Счастливого рейса", сыщик Кавалькадос из "Поцелуя Чаниты", Брассет в "Донне Люции", дед Захар в "Бабьем бунте", дед Нечипор в "Малиновке"... Артист пользуется малейшей возможностью, не пропуская ни одного сюжетного поворота или смешной ситуации, для обогащения авторского персонажа собственными остроумными привнесениями. Все созданные актером на минской сцене образы отличаются яркой характерностью, острым, иногда гротесковым, но всегда психологически достоверным рисунком. Поэтому сколько бы раз ни наблюдал за игрой Шевкалюка из зрительного зала или из-за кулис, всегда с удовольствием ждешь его выхода, рассчитывая увидеть новые игровые краски, яркую праздничность сценического действия, чем, собственно, и привлекает зрителя жанр оперетты.

Георгий ВОЛЧОК. 
Тэатральны Мінск. – 1980. – № 4. – С. 39–41.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: