Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Осторожно: халтура! (1992 г., Добрый вечер)

Осторожно: халтура! (1992 г., Добрый вечер)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ОСТОРОЖНО: ХАЛТУРА!

Рука не поднимается перечеркнуть чей-то кропотливый труд, пусть даже неудачный. Речь пойдет о спектакле "Осторожно! Баба-Яга!", премьерой которого было провозглашено открытие Детского музыкального театра-студии "Сказка". Я была в числе тех критиков, кого мягко и настойчиво приглашали отнестись к спектаклю "с пониманием проблем и, главное, благожелательно". Спектакль имел достаточно много анонсов в прессе. Были и безоговорочно хвалебные рецензии. Этот "одобрямс", подобно брошенной перчатке, буквально вынуждает меня защитить честь критики и предостеречь тех родителей, которые, вняв публикациям, поведут приобщать своих чад к "умному и талантливому искусству".

Не спорю, начинающему театру нужна поддержка. И можно лишь посочувствовать, что к премьере он шел, преодолевая массу трудностей. Но это не может служить оправданием. И пресловутая нехватка денег, выделенных театру Детским фондом, вовсе не причина недостатков, а удобное извинение. Нет денег – и спектакль идет под фонограмму. Какая жалость! Но надеяться, что он "зазвучит и задышит во всех оркестровых красках" – утопия. Потому как в распоряжении театра отнюдь не партитура – она в Санкт-Петербурге, – а всего лишь ксерокопия небрежно переписанного фортепианного изложения: верхняя строчка – мелодия, нижняя – аккомпанемент. Какие претензии после этого могут быть к фонограмме, сделанной на синтезаторе?

И все же музыка – не самое слабое место этой, с позволения сказать, "оперы", "оперы-сказки", "оперы-пантомимы" (что за новый чудо-жанр?). В музыке действительно есть намеки на пародирование оперных арий, ансамблей, "советской массовой песни", в том числе патриотической, использование откровенно частушечных элементов. Но, во-первых, сделано это не совсем убедительно Рискну предположить почему: спасительным словом "пародия" названа изначальная эклектика, элементарное юношеское подражание, когда санкт-петербургский композитор В. Плешак использовал свои детские наброски и мелодии. А, во-вторых, весь этот "капустник" остается совершенно не понятным детям, первопричина чего – в самом либретто.

Добрую Бабусю-Ягусю, которая угощает пирогами всех Колокольчиков и Мухоморчиков, неожиданно собирается выселить из ее избушки Леший, перешедший на службу к людям (читай: к партийному руководству). Увидев вывеску "На снос", бабулька с расстройства начинает колдовать и отравлять все в лесу, угощает отравленным вареньем Зайчат, надоедавших ей своими воровскими наклонностями. Пойманная Лешим и Зайчихой-матерью, она сожалеет о содеянном – и зрителям остается затянутый, немотивированный "хэппи энд", где "осознавшая" Бабка-Ёжка, не глядя, подписывает все бумаги, "договорные обязательства", подсунутые Лешим! "На общественное благо потрудиться я хочу".

Неокрепшая детская психика мечется в поисках добра и справедливости, но не в силах понять, кто из героев хороший, ведь плохо поступают все. А за кулисами даются душеспасительные интервью: "Это ничего, что дети ничего не понимают: позже поймут. Раз не шумят – значит, нравится. А спектакль добрый, и все герои в нем добрые, плохих нет. И Баба-Яга – очень милая!"

Она и вправду очень милая – в блестящем исполнении Виктора Шабуни. Именно артисты (назову также А. Атемьева, А. Кузьмина, И. Литвин, В. Митину – все из театра музкомедии) и, главное, поющие и танцующие дети из студии оперного театра остаются единственным светлым островком среди кошмарных несообразностей сюжета и унылых декораций. Именно они "вытягивают" на себе весь спектакль и не дают зрителям разбежаться.

"Зло бесследно не проходит, час расплаты всех находит", – поют в конце герои. И становится страшно от их пророческих слов. Но, похоже, главные инициаторы и вдохновители постановки руководствуются другими строками из финала: "Неприятные моменты ты забудь, как страшный сон. Впереди – аплодисменты".

...А одна девочка после культпохода сказала: "Лучше бы я осталась дома и помыла пол". Обидно, конечно. И за девочку, разочарованную в искусстве, и за театр, стремившийся поскорее выйти к зрителю и насобирать денег на следующий, теперь уже "настоящий" спектакль – "Историю Кая и Герды" С. Баневича (премьера ожидается весной). Обидно, что новый театр открыт не белорусской премьерой, хотя молодой белорусский композитор С. Бельтюков в срок написал заказанную ему музыку. Обидно, что долгожданное открытие нашего Детского музыкального стало не подлинным событием, а такой вот "финансовой увертюрой" и "художественной авантюрой", компрометирующей благое начинание. Обидно, что за все эти "взрослые игры" расплачиваются зрители: не рублями даже – душой, пока еще распахнутой навстречу чуду. Не велика ли плата?

"Надо в жизни делать чудо", – снова цитирую финал. Так давайте же в конце концов его действительно ДЕЛАТЬ, а не ждать, когда его выдумают критики.

Надежда БУНЦЕВИЧ.
Добрый вечер. – 1992. – 17 янв. – С. 3.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: