Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Муки мюзикла (1998 г., Советская Белоруссия)

Муки мюзикла (1998 г., Советская Белоруссия)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

МУКИ МЮЗИКЛА

Борис Лагода – главный режиссер и художественный руководитель одного из самых популярных столичных театров – музкомедии. В свое время он закончил нашу Академию искусств, потом работал артистом и режиссером в России, был самым молодым главным режиссером в Новосибирском театре оперетты. С апреля прошлого года стал творческим лидером Государственного театра музыкальной комедии в Минске. Под занавес прошлого сезона состоялась премьера очередной постановки Б. Лагоды. Мюзикл "Целуй меня, Кэт!", по его словам, – этапная работа в жизни театра. И этим же спектаклем театр открывает новый сезон.

Вообще мюзикл в современном понимании у нас редкость, хотя любители помнят спектакли "Моя прекрасная леди" и "Хэлло, Долли!' на минской сцене. Тем не менее, как утверждает Борис Лагода, как такового мюзикла, изобретенного и развиваемого более всего на американской земле, минские зрители еще не видели. Мюзикл предъявляет большие требования к исполнителям. По существу, артист мюзикла – это танцующий певец или поющий танцовщик. Таких у нас в стране просто не готовят. Следовательно, их нужно воспитывать уже в театре. Подобной работой Б. Лагода занимался и в Новосибирске. Именно там он заставил танцевать хор. Там же познакомился с петербургским хореографом Гали Абайдуловым, одним из лучших постановщиков танцев для кино, драматических спектаклей, одним из немногих, кто, например, ставит джаз. Неудивительно поэтому, что когда Б. Лагода задумал ставить мюзикл в Минске, в помощь себе он пригласил Абайдулова.

Мюзикл сегодня – пожалуй, самый популярный театральный жанр. За океаном он вообще вне конкуренции. И хотя нам Америка – не указ, мюзикл упорно утверждается и на наших сценах. Практически все драматические театры Минска уже обогатили афишу спектаклями модного нынче жанра. Музкомедии, как говорится, – и Бог велел. Но здесь нельзя обойтись невыразительным движением, называя это танцем, и мелодичным речитативом вместо пения. Здесь зритель вправе ожидать танец и вокал высокого уровня. Научить хор и солистов танцевать, объединить всю труппу в работе – этим прежде всего занимались постановщики "этапного" спектакля в музкомедии. И, как и все в наше время, наряду с творческими проблемами решали проблемы хозяйственные. Денег на постановку не хватает всегда, и постановка "Целуй меня, Кэт!" не была исключением. В переработку пошли старые декорации, костюмы собирались "с миру по нитке". Только молодой энтузиазм, вероятно, помогал преодолевать подобные надоевшие проблемы. Именно молодежную часть труппы включил Б. Лагода в работу над спектаклем. Каждый, вероятно, понимал, что такой шанс нельзя упускать, каждый молодой исполнитель оправдывал доверие. Между тем та часть труппы, которая осталась не у дел, – хорошие, заслуженные артисты, которые, по мнению постановщика, не подходят для ведущих ролей мюзикла просто по возрасту, – разумеется, чувствовали себя ущемленными, И иногда обнаруживали свое отношение довольно непосредственно. Один из "возрастных" актеров буквально перед премьерой был отстранен от работы – за грубое нарушение дисциплины. Его роль исполнил в спектакле сам режиссер! 

В новой работе Лагода пошел (или вынужден был пойти) на довольно смелые эксперименты. Для мюзикла было написано новое либретто, максимально близкое по духу к оригиналу – в результате в спектакле есть моменты, которые могут показаться некоторым нашим зрителями "на грани хорошего вкуса". (Кстати, автор либретто – актриса Ирина Шитикова, исполнительница главной женской роли. Она же выступила в спектакле и художником по костюмам.) Партитура также рождалась в муках – частично ноты были просто записаны с фонограммы!

Ведущую роль получил здесь Анатолий Костецкий – актер, которого зрители привыкли видеть в ролях второго плана. Результат пока что неоднозначный: от чрезмерной старательности на репетициях к премьере актер почти потерял голос. Но все же отыграл все четыре запланированных спектакля, поскольку замены не было, спектакль играется одним составом. "Актерский подвиг" Костецкого оценили зрители – но не восприняли критики.

И все-таки премьера состоялась. Как отметил режиссер, она была нужна, прежде всего, артистам, и артисты очень довольны работой. Будет ли так же удовлетворена публика – еще трудно судить. И только время покажет, сумеет ли Театр музкомедии удачно пройти через реформацию, которую задумало руководство. В случае удачи в Минске будет еще один театр международного уровня. В противном случае раздираемая противоречиями труппа будет и дальше славиться своей конфликтностью. Театр – вообще конфликтная организация, без этого, вероятно, он и невозможен. Важно направить эти конфликты в конструктивное русло, русло совершенствования коллектива. Борис Лагода принял роль творческого лидера в очень разнородной, кое в чем – довольно консервативной труппе. "Любое новаторство воспринимается артистами по-разному – в силу их актерской индивидуальности. Корень в одном: любой творческий лидер вершит театр по своему разумению". При том Лагода вполне отдает себе отчет в той взаимной зависимости, которая существует между актером и режиссером, и мечтает о том, чтобы поставить на каждого ведущего по спектаклю. "Убежден, это правильный путь, и актера, таким образом, удается представить зрителю в совершенно новом, неожиданном виде – если он того хочет. Бывает ведь, что актеры предпочитают "катить по накатанной колее", повторяя вновь и вновь уже сыгранное. Это, разумеется, проще, но это уже не творчество".

Планы художественного руководителя театра порой сталкиваются и с неожиданными препятствиями. Например, недокомплект труппы. "Труппа в основном – предпенсионного возраста, а обновить ее мешает негибкое наше законодательство. Мы могли бы объявить конкурс, у нас есть вакансии, и к нам охотно приехали бы артисты из России и Украины. Коллеги там давно отмечают, что, хотя в Беларуси невысокая зарплата – зато она регулярно выплачивается. И есть зритель. В России же, например, сейчас даются бесплатные спектакли – поскольку зрители не в состоянии оплатить билеты. Проблема в том, чтобы театр мог обеспечить приглашенных артистов жильем. Сейчас, даже если есть деньги (а театр – один из самых посещаемых, в прошлом году – 94 процента заполняемости), арендовать квартиры для артистов театр не может. Впрочем, возможен другой выход – готовить национальные актерские кадры. Сейчас в Академии искусств набрал курс известный режиссер Борис Петрович Второв, но выпуск еще через два года.

Есть и еще одна также неожиданная проблема. В театре стараниями главного балетмейстера Нины Дьяченко растет крепкая балетная труппа, которая дает и самостоятельные балетные спектакли, и ведет успешную гастрольную политику. Не отвергая такой инициативы, главный режиссер все же хотел бы видеть свой театр единым, решающим сообща сложные и разнообразные творческие задачи. Нина Дьяченко на это справедливо возражает что, "если худрук дорожит высококлассным балетом, он должен думать о его потребностях и росте". Сейчас главный балетмейстер замахнулась на серьезнейшую постановку, балет "Жизель" – шедевр романтического балета. Хорошо зная своих артистов, их уровень, она стремится дать им возможность "расти над собой", не останавливаться в развитии. Между тем любимый в нашем отечестве жанр, балет, всегда собирает полные залы. И в свете ожидаемой эволюции театра (до музыкального официальные бумаги на этот счет уже прошли положенным путем) вполне подходит театру. Таким образом, конфликту вроде бы не должно быть места. Возможно, определенный максимализм лидера в этом случае мешает главному режиссеру занять правильную позицию. Впрочем, не возьмусь давать советы.

Новая постановка – третья работа Бориса Лагоды на минской сцене, но первая серьезная заявка на новую стратегию в театре. Эту стратегию можно определить кратко: работать, несмотря на обстоятельства. Давать работу артистам – только в работе возможно их развитие. Экспериментировать в постановках. Своей требовательностью к уровню постановок воспитывать и вкус публики. Борис Лагода не ставит условием своей работы благоприятные обстоятельства. Возможно, только так сегодня и может существовать творческий человек. Удастся ли ему доказать свою правоту, найти единомышленников не только в рядах молодежи, но и среди мастеров – "хранителей традиций", сейчас сказать трудно. Под лежачий камень вода не течет, и авторитет укрепляется работой. Вероятно все же, что еще не скоро каждый артист труппы искренне скажет в его адрес слова из новой постановки: "Какой счастливый ветер к нам в Падую занес Вас из Вероны!"


Игорь КЛОКОВ.
Советская Белоруссия. – 1998. – 10 окт. – С. 10.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: