Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/А Минск и без "Чикаго" обойдется? (2003 г., Вечерний Минск)

А Минск и без "Чикаго" обойдется? (2003 г., Вечерний Минск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

А МИНСК И БЕЗ "ЧИКАГО" ОБОЙДЕТСЯ?

В России нынче бум на мюзиклы: "Шумело" "Метро", затем – печально-знаменитый "Норд-Ост", после "Нотр Дам де Пари" и, наконец, "Чикаго". О том, что последний проект осуществила "венценосная" чета Киркоров-Пугачева, благодаря массированной рекламе знает каждый житель Беларуси. А вот о том, что мюзикл "Чикаго" мог еще два года тому назад появиться на сцене Белорусского музыкального театра, знают немногие. Фрагменты из него благополучно включены в шоу театра "Галактика любви" и блестяще исполняются молодыми актерами белорусской оперетты Екатериной Дягтяревой и Алексеем Гриненко. Кто видел, может подтвердить: номера эти яркие, искрометные, отточенные. И полноценный спектакль "Чикаго" в минской версии мог бы стать именно таким – оригинальным, современным, открывающим реальные перспективы для становления жанра мюзикла на белорусской сцене. Уверенно раздаю эти авансы, ничуть не преувеличивая возможности команды единомышленников, которая хотела осуществить постановку "Чикаго" в Минске. Это – бывшие выпускники курса актеров музыкальной комедии Белорусской академии искусств, которые два года тому назад были приняты в труппу Музыкльного театра.

Вперые увидев их на выпускных экзаменах, мы с моей коллегой Надеждой Бунцевич сделались ярыми поклонницами (чуть было не сказала фанатками!) этих талантливых ребят. Надежда и я работали тогда на Белорусском радио и вели передачу "У свеце аперэты". Герои этого материала были ее постоянными участниками. Их записи, сделанные в студии Дома радио, украшали наши эфиры. В исполнении Екатерины Дегтяревой, Илоны Казакевич, Дмитрия Якубовича, Юлии Шпилевской и Алексея Гриненко на Белорусском радио впервые прозвучали фрагменты из мюзиклов Гершвина, Берлина, Уэббера, Сондхайма, Кандера, братьев Шерманов и других американских композиторов, никем и никогда не исполнявшиеся не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве. Мало того, переводы всех песен на русский язык, как оказалось, были сделаны одним из этих молодых людей – Алексеем Гриненко – и его сестрой Анастасией. И сделаны, смею заверить читателя, мастерски!

Алексей Гриненко, который к тому времени доучивался во втором вузе – лингвистическом университете, – успел совершить вояж в США. Там был, между прочим, приглашен в труппу одного из постоянно шедших тогда в городе Чикаго (о, ирония судьбы!) мюзиклов.

Анастасия Гриненко – ныне штатный режиссер Белорусского музыкального театра. Здешние завсегдатаи помнят ее талантливый режиссерский дебют – бенефис актера Арнольда Ранцанца "Автограф". Анастасия сумела превратить это событие в шумное и озорное действо, наполненное песнями, танцами, остроумными репризами, в которых блеснул не только бенефициант, но и наши герои. "Автограф" был серьезной заявкой на мюзикл и, думаю, мог бы остаться в репертуаре театра как самостоятельный спектакль. Но, вопреки ожиданиям, этого не случилось.

Примерно тогда же ребята предложили дирекции Музыкального театра поставить мюзикл "Чикаго" в переводе брата и сестры Гриненко – и получили отказ. Причиной его стало вовсе не то обстоятельство, что театр-де не в состоянии приобрести права на постановку "Чикаго", а то, что действие этого мюзикла происходит в тюрьме. Слишком, мол, это мрачно и безнадежно...

Интереснейший проект обошел стороной белорусскую столицу, чтобы с оглушительным успехом реализоваться в столице российской. И кто бы что ни говорил о несопоставимости масштабов Москвы и Минска, всенародной известности Филиппа Киркорова и "скромном обаянии" начинающих актеров белорусской музкомедии, – как знать, вполне возможно, что белорусская версия "Чикаго" могла бы дать фору московской. Всем скептикам могу напомнить в этой связи события 15-летней давности, когда знаменитый спектакль нашего театра оперетты – фольк-опера "Клоп" в постановке Вячеслава Цюпы – был показан в Москве на всесоюзном фестивале "Театр-88" и буквально ошеломил искушенную московскую публику. "Клоп" – свидетельство того, что в нашем музыкальном театре возникло новое перспективное направление, – писал обозреватель журнала "Музыкальная жизнь" Сергей Коробков. – Театр Цюпы – это театр без берегов..."

Жаль только, что в Минске этот "театр без берегов" оказался никому не нужным. "Клоп" быстро сошел с афиши, а режиссер Цюпа навсегда уехал из Минска. А ведь "Клоп" был едва ли не первой блестящей попыткой воплощения жанра мюзикла у нас в Беларуси.

Плеяда молодых актеров, пополнивших недавно труппу Музыкального театра, потенциально имеет все шансы возродить направление, выбранное Цюпой. Но родной театр не спешит предоставлять им сцену для экспериментов. Вот и мюзикл братьев Шерманов "Мэри Поппинс" в постановке Анастасии Гриненко с участием Юлии Шпилевской, Илоны Казакевич, Дмитрия Якубовича, Екатерины Дегтяревой, Аллы Барановой и актеров белорусской музкомедии старшего поколения прошел на сцене Дворца Республики: этот проект спонсировал продюсерский центр "Класс-клуб ДК". "Мэри Поппинс", на мой взгляд, – умный, добрый и оригинальный спектакль, напрочь лишенный умилительного сюсюканья, присущего многим детским постановкам. Он решен в стилистике мюзикла и целиком основан на законах музыкальной драматургии. Но рождественская серия "Мэри Поппинс" закончилась, а вместе с ней закончилась и жизнь этого спектакля. Переезжать в Музыкальный театр "на постоянное местожительство" "Мэри Поппинс", похоже, не собирается.

Зато совсем недавно в Музыкальном состоялась пышная премьера рок-оперы Алексея Рыбникова "Юнона" и "Авось", которую одна местная журналистка назвала "новой эрой в театральной жизни Беларуси". От подобных заявлений делается как-то неловко за всю театральную жизнь Беларуси", ибо "новая эра", по-моему, достойна начинаться с современных, отвечающих требованиям времени постановок. "Юнона" и "Авось", на мой взгляд, – претенциозная развесистая клюква, поставленная в худших опереточных традициях. Вполне допускаю, что у этого спектакля немало искренних почитателей. Но в Белорусский музыкальный театр приходит и другая публика – та, которая еще помнит неповторимые спектакли Цюпы и ностальгирует по "театру без берегов"... А поскольку сегодня этот эфемерный образ наиболее всего ассоциируется с жанром мюзикла, то пора признать: в Музыкальном есть команда, способная на очень высоком профессиональном уровне делать мюзиклы и эти постановки – при соответствующем финансировании, разумеется! – могут быть конкурентоспособными и в России, и в странах дальнего зарубежья.

Пока же в родных пенатах на "гриненковцев" посматривают свысока, осознавая, впрочем, что конкуренцию многим маститым актерам театра они создают достаточно ощутимую...

Ольга БРИЛОН.

ОТ РЕДАКЦИИ. Возможно, кто-то не согласится с авторской оценкой перспектив становления жанра мюзикла на отечественной сцене и творческих возможностей Музыкального театра. Конечно же, для зрелищного спектакля (например, того же "Чикаго"), кроме артистического и режиссерского таланта, нужны немалые средства. Но и при минимальном вложении денег в любом театре "на выходе" можно получить достойнейший внимания спектакль, если коллектив его живет одним духом и не боится экспериментировать, давая возможность молодым артистам расправить крылья...

О Музыкальном театре "Вечерний Минск" писал не раз. Среди последних публикаций были интервью с его руководителем Алексеем Исаевым, а также заметки насчет последней премьеры – рок-оперы "Юнона" и "Авось". Наш зритель весьма заинтересован сегодня в оригинально поставленных мюзиклах и продолжает надеяться на то, что и в афишах Музыкального будет больше спектаклей, созданных в этом популярном жанре.

Вечерний Минск. – 2003. – 22 янв.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: