Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Есть только миг (2005 г., Женский калейдоскоп)

Есть только миг (2005 г., Женский калейдоскоп)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ

"50 лет – это, с одной стороны, немного, а с другой стороны – солидный юбилей. Шанс остановиться, оглянуться, понять, что в жизни ты делаешь не так, и: начать все сначала", – такими словами на сцене Белорусского Государственного Музыкального театра открыл 1 февраля 2005 года свой юбилейный вечер директор театра, Заслуженный артист Беларуси Алексей Исаев.

Прекрасные романсы, арии из любимых оперетт, эстрадные шлягеры. На этом удивительном вечере было все. Алексей Исаев просто очаровал публику.

Замминистра культуры Валерий Гедройц вручил Алексею Исаеву высшую награду Министерства культуры – почетный знак "За значительный личный вклад в развитие национальной культуры".

ИСТОКИ

– И все-таки, вас, Алексей Николаевич, "взрастила" Россия?


– В ста километрах от Москвы есть город Егорьевск. А рядом деревня Алешино. Там я и родился. С самого раннего детства любил петь. Мои родители к искусству совершенно никакого отношения не имели. А я лет, наверное, с шести просил маму с папой отдать меня в музыкальную школу, хотел учиться играть на аккордеоне.

– Откуда же взялось это желание, если никто в семье не был музыкантом?

– Не знаю, как сейчас, а в прошлом веке, в середине которого я родился, ни одна свадьба в деревне без баяниста не обходилась. Еще рядом был клуб, Дом культуры. К нам часто приезжали на гастроли артисты из столицы, да и со всего Советского Союза.

Мы жили достаточно бедно, и родители все время говорили мне, мол, давай подождем, так как обучение в музыкальной школе стоило дорого. Закончив 4 класса начальной школы, в одиннадцать лет один, без родителей, я за восемь километров отправился поступать в музыкальную школу. Первым учебным заведением, которое встретилось на моем пути, оказалось... музыкальное училище. Я пришел туда и сообщил, что буду к ним поступать. Мне сказали, что я попал не по адресу – музыкальная школа была через дорогу. Требования приемной комиссии – ритм простучать, мелодию повторить, песню спеть – были для меня удивительно легкими. Мне сказали, что принимают и попросили пригласить родителей. И долго не могли поверить, что я приехал один. Так я стал учиться музыке. Правда, не на аккордеоне, а на баяне.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ВЫХОДНОГО ДНЯ

После окончания музыкальной школы я поступил в то музыкальное училище, к дверям которого судьба привела меня, как только я приехал в город. Учеба давалась... с трудом.

– Вот это да! Я ожидала услышать обратное. 

– Первым моим педагогом по "халтуре" была мама. Мне настолько было скучно играть по нотам, что я старался делать это как можно меньше. Папа уйдет на работу в вечернюю смену, а я прошу маму: "Спляши!". Играю то, что играют на свадьбах: цыганочку, песни разные, а она танцует. В 14 лет я начал зарабатывать деньги. У меня выходные были расписаны на несколько месяцев вперед. Я стирал руки ремнями от баяна, уставал, был весь "в мыле". Раньше плясуны и плясуньи такие были! Сутками могли танцевать. Вот какая у меня была "музыкальная школа выходного дня". С 1969 года я начал параллельно играть в вокально-инструментальном ансамбле на танцах.

– Скажите, Алексей Николаевич, только честно: вас не испортило такое раннее проникновение в мир взрослых? Ведь на свадьбах-то наливали, наверное? Да и деньги такие в руках у 14-летнего пацана...

– Деньги с радостью и гордостью я приносил домой. А что касается алкоголя, думаете, городские подростки имели меньше возможностей? Алкоголиком, во всяком случае, никто из нас не стал.

УЧИТЕЛЬ ПЕНИЯ

После армии я уехал в Норильск и три года преподавал там музыку в школе. У меня хранится семь почетных грамот, полученных в это время. Мне нравилось работать в школе. Первый мой урок пения был в седьмом классе. Было мне 22 года. И выглядел я, должно быть, юным и неопытным. Одному второгоднику, лет пятнадцати, не понравилось, что я стал вводить суровую дисциплину. Они вообще "пеньщиков" (так учителей пения называли) до меня всерьез не воспринимали. Пришлось поговорить с ним немного, по-мужски. Я всегда был достаточно хорошим спортсменом: выполнял без тренировок первые разряды по лыжам и легкой атлетике. Меня без экзаменов приглашали в институт физкультуры. Но это была не моя профессия. Я хотел заниматься музыкой.

Второгодник мой пригрозил, что соберет старшего брата "сотоварищи" и вечером намнет мне бока. Я призадумался, конечно: выйти – поколотят, не выйти – позор на всю школу. Вышел...

После, когда я создал в школе три вокально-инструментальных ансамбля: девочки 4-6-е классы, ученики седьмых-восьмых и старшеклассники – вся компания моих оппонентов попросилась на одном из вечеров поиграть на электрогитарах. Я, к великой их радости, позволил. И заодно спросил, что ж они не пришли меня бить. И только тут узнал, что они посовещались и решили не спешить, узнать получше, что я за фрукт. А после, когда узнали, ссориться со мной им уже не хотелось.

Спустя некоторое время мои школьные коллеги стали настойчиво советовать мне поступать на исторический факультет, получать высшее образование, чтобы в недалеком будущем возглавить школу.

– Но это значит всю свою жизнь связать с педагогикой, а как же музыка?

– Мне очень нравилась моя школа. Настолько, что, уезжая в Красноярск поступать в институт, я даже заплакал.

И ВСЕ-ТАКИ МУЗЫКА 

Я поступил на исторический факультет пединститута. Собирался съездить отдохнуть на Черное море. И все было бы хорошо, если бы между институтом и гостиницей не находилось здание консерватории. Вспомнилась мне моя старая мечта, и заглянул я туда, не особенно на что-то надеясь. Мой будущий педагог – завкафедрой Е.К. Иофель – послушала меня и сказала: "Историков много, а хороших певцов мало". Иофель замечательный педагог. Она воспитала целую плеяду известных певцов. Достаточно сказать, что у нее, вместе со мной, учился Дима Хворостовский. Кто мог тогда подумать, что он станет звездой международного класса.

Училище музыкальное я закончил на тройки и четверки. А консерваторию – с красным дипломом. Ведь тогда я был уже взрослым и очень хотел стать певцом.

КОНЕЧНЫЙ ПУНКТ – МИНСК

У вокалистов нет направлений. У них есть так называемая "ярмарка", на которую раз в год собираются директора, главные режиссеры, главные дирижеры, короче, работодатели, а выпускники отпевают свои программы. Если ты хорош, тебе могут сделать несколько предложений. Я получил достаточно предложений, из которых многие отмел, но между двумя оставшимися никак не мог выбрать: Ростов-на-Дону и Барнаульская оперетта. В Барнауле я проработал 8 месяцев и поехал в Ростов. И проработал там около шести лет, пока не получил приглашение в Беларусь.

С 1991 года стал работать солистом в Музкомедии в Минске. С июня 2001 года – директор Белорусского Государственного музыкального театра.

МОЯ СЕМЬЯ

– А еще вы человек семейный...


– Я очень люблю свою маму. На юбилейном вечере она присутствовала в зале, и все свои песни я посвятил ей и памяти отца, который лежит в российской земле. И, конечно, своей жене – самому близкому моему другу, и сыну Никите. Идеальных женщин не бывает, но с женой у меня полное взаимопонимание. С ней мне хорошо. Она – мое второе "я".

АРТИСТ-ЧИНОВНИК

– Скорее, третье. В вас и так два "я" удивительным образом уживаются: артист и директор. И как вы, артист, чувствуете себя в директорском кресле?

– Сложно. Сильные мира сего всегда относились ко мне хорошо, потому что нам нечего было делить. Я не был их подчиненным. Ко мне подходили на банкетах, хвалили. Я старался соответствовать этому отношению, не подводить. Теперь мне говорят: "Ты – чиновник. Ты обязан выполнить приказ". Да, как чиновник я обязан, но как артист, который знает, что это невыполнимо, я стараюсь действовать по обстоятельствам, и не всегда так, как от меня требуют. Я знаю этот театр 14 лет. Знаю, кто чем дышит. Кто может сделать что-то хорошее, а кто готов совершить что-то плохое. Поэтому я глубоко убежден, что в директора нужно назначать людей из артистического состава театра. Потому что невозможно ни одному даже самому чуткому чиновнику объяснить состояние артиста перед выходом на сцену. Нужно самому побыть в "шкуре" артиста, почувствовать, как сохнет во рту, как бьется сердце.

БЛИЦ

– Любимая собственная партия?

– Мистер Икс.

– Любимое время года?

– Лето.

– Город?

– Минск.

– Детская мечта?

– Стать летчиком.

– Любимое блюдо?

– Щи с картошкой. Еще люблю сладкое: конфеты, торт.

– Домашнее животное?

– Кошка и собака.

– Стиль в одежде?

– Строгий. Костюм и галстук.

– Цвет?

– Красный и золотой.

– Хобби?

– Я артист.

– Ваше кредо?

– Не соглашаться с тем, против чего восстает душа.

Марина ОЛЬГЕРД.
Женский калейдоскоп. – 2005. – 15 февр. – С.2.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: