Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/След "Русского фантома" в Минске (2008 г., Литературная газета)

След "Русского фантома" в Минске (2008 г., Литературная газета)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

СЛЕД "РУССКОГО ФАНТОМА" В МИНСКЕ 

Очередной белорусско-российский проект получил своё воплощение на сцене Белорусского музыкального театра. Это мюзикл "Русский фантом", созданный авторами из Ростова – композитором Игорем Левиным и драматургом Василием Пучеглазовым по роману Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина". 

Ценность постановки прежде всего в её оригинальности – это современное произведение, созданное на тему советской классики, а не западный нашумевший мюзикл, механически перенесённый на нашу сцену. К тому же это первый опыт воплощения данного произведения именно в музыкальном жанре (в отличие от драматических постановок и экранизаций). Впервые оно поставлено на минской сцене. 

Научно-фантастический роман А. Толстого, написанный в 20-х годах XX века, был близок не только всем поколениям советских людей, его с упоением читают и сегодня. Невзирая на то, что в школьную программу он не входит, знают его практически все. 

Но либретто мюзикла "Русский фантом" не копирует сюжет знаменитого романа – оно создано лишь по его мотивам. Здесь отсутствует тема политического противостояния двух систем, практически нет и социального конфликта. На первое место выходит лирическая, любовная линия, острота взаимоотношений неординарных личностей, развивающаяся на фоне авантюрно-фантастических приключений. По определению композитора и либреттиста, это мюзикл-фантасмагория, где изображается глобальный духовный конфликт. Действие двигает мощная музыкальная драматургия, а не разговорные сцены, поэтому и образы резко очерченные, яркие и символические. 

Главным действующим лицом является, конечно, Гарин – гений и непревзойдённый авантюрист, хотя у Толстого он вовсе всего лишь "пожиратель чужих идей" (ведь все научные гипотезы и разработки принадлежат не ему, а истинному учёному Манцеву, которого он доводит до гибели). Неуёмная авантюристка, циничная хищница Зоя Монроз предстаёт в спектакле не изощрённой соблазнительницей и расточительницей чужих капиталов, а только страстной возлюбленной Гарина. Экономическую и финансовую мощь капиталистического мира в одном лице представляет американский химический король и миллиардер Роллинг, а западную преступность и мафию олицетворяет король парижского дна Гастон – Утиный Нос. В свою очередь, представителем спецслужб молодой Страны Советов является благородный и отважный Шельга, у которого в спектакле вдруг появляется напарница по розыску – не менее отважная и очень обаятельная Маша. Так авторы разрабатывают в своём произведении тему любви, где наряду с болезненно-страстными, ирреальными Гариным и Зоей предстают земные образы молодых людей, влюблённость которых способствует созиданию, а не разрушению. 

Постановку спектакля осуществил заслуженный артист Республики Беларусь Алексей Исаев – директор и художественный руководитель театра. Он разработал совершенно новую форму подачи спектакля, применив так называемую динамическую проекцию, когда изображения на огромных экранах заменяют привычную театральную сценографию. В результате этого исчезает портал сцены, пространство которой расширяется за счёт зала, и зритель оказывается в центре происходящих событий. Несомненно, этот постановочный приём можно назвать своеобразным прорывом. 

Как отмечают авторы "Русского фантома", новая форма спектакля, придающая ему особую масштабность, адекватна характеру музыки произведения, тяготеющего к рок-опере. Здесь широко представлены развёрнутые хоровые партии. В связи с этим выделяется работа хормейстера-постановщика Светланы Петровой, сумевшей творчески интерпретировать в спектакле авторский замысел. Разумеется, рассказывать о музыке – всё равно, что пытаться передать словами вкус изысканного блюда. И то, и другое нужно непременно "дегустировать" самому. 

Особый вес спектаклю придаёт работа балетмейстера из Санкт-Петербурга Гали Абайдулова, который уже не первый раз сотрудничает с белорусским театром. В его изысканных и стильных балетных номерах, в танцах солистов-вокалистов, так же как и во всём пластическом рисунке спектакля, сразу угадывается почерк большого мастера. 

Разумеется, и актёрский состав спектакля незаурядный. Роль Гарина исполняет Алексей Исаев, который всегда силён в амплуа героя. В его интерпретации Гарин не столько злой гений, проводник стальной преступной воли, сколько стремящийся к счастью бесстрашный накопитель запретных знаний. В роли Зои Монроз выступила молодая актриса, но уже ведущая солистка театра Маргарита Александрович, обладающая потрясающим голосом; в роли Роллинга – ведущий солист Антон Заянчковский. В образе советского сыщика Шельги предстал талантливый молодой артист Виктор Циркунович, очень органичный, обладающий широким творческим диапазоном и притягивающий зрителя непосредственностью и обаянием. Эффектная, очень техничная Наталья Зубарева, исполняющая роль Маши, легко убеждает в большом потенциале своих актёрских возможностей. Острохарактерную роль мафиози Гастона искусно исполнил Игорь Бычков, не преступая грань, за которой острота образа превращается в фарс и фиглярство.

Зоя ЛЫСЕНКО. 
Литературная газета. – 2008. – 30 июля.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: