Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Надо подкрашивать воду (2011 г., Советская Белоруссия)

Надо подкрашивать воду (2011 г., Советская Белоруссия)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

НАДО ПОДКРАШИВАТЬ ВОДУ

11-184a В Белорусском государственном академическом музыкальном театре на этой неделе проходят гастроли Смоленского государственного драматического театра им. А. С. Грибоедова. Гастроли обменные: в эти же дни коллектив музкомедии показывает свои лучшие спектакли в Смоленске. Главный режиссер смоленского театра Виталий Барковский накануне открытия гастролей рассказал о потерях, приобретениях и проблемах коллектива.

Шестое чувство времени

– В качестве главного режиссера в Смоленске я поставил уже три спектакля: "Муж для поэтессы", "Поздняя любовь" и "Вишневый сад". Казалось бы, можно уже познакомиться с труппой, с театром? Не тут-то было. Все как в первый раз. Вы скажете: как же так, вы же взрослый человек, опытный режиссер, должно же у вас быть какое чутье, нюх? По воздуху уже должны определять – куда идти, зачем. Ничего подобного. Все очень сложно. Театру сейчас вообще очень сложно. Такой огромный информационный шквал, такая свобода выбора! Очень легко забыть о главной задаче: о воспитании чувств и мыслей.

Знаете, кто является для меня подлинным современным художником? Тот, кто в первую очередь постигает уже накопленный культурный опыт. Кто в театре изучил наследие Станиславского, Гротовского, Мейерхольда, Кантора и идет дальше.

Эгоизм высокого полета

– У нас в коллективе 33 актера. Плюс 130 человек обслуживающего персонала. Хотя мне кажется, сотни или даже меньше было бы достаточно. Я в свое время, когда еще работал артистом и мне не хватало денег, лет 7 занимался тем, что красил декорации. Меня ничуть не смущало. Так что я против раздутых штатов.

И к каждому актеру нужно найти свой подход, помочь ему раскрыться. Актерство, на мой взгляд, замечательная профессия. Но я уверен, что в актеры идут люди, которые хотят удовлетворить свой эгоизм. Они выходят, словно на подиум, и смотрят на вас сверху вниз. Заметьте, раньше, в древнем театре, было по-другому: сцена находилась в нише. Теперь наоборот. Такое вот завоевание нового времени.

При всех актерских амбициях и при всех благородных задачах театр – это еще и фабрика. Фабрика по выпуску продукции со своим планом и своими проблемами. Мы вынуждены преследовать не только художественные, но и вполне приземленные цели: чтобы у нас просто не пустовал зрительный зал. Никуда от этого не денешься. Мой учитель Анатолий Эфрос по этому поводу тактично говорил: "Надо подкрасить воду. В подкрашенной воде мертвое кажется сказочным". Это когда светом, оформлением, костюмами скрывают недостатки плохой игры или драматургии.

Сейчас, по-моему, все свою "воду" подкрашивают, а зритель завороженно на это смотрит. Мы неизбежно уходим от сути, от знаков и ритмов своего времени.

Через отчаяние к свету

– Я верю только в тот театр, который через отчаяние пытается постичь суть. Может, поэтому нас с Николаем Труханом в свое время называли шаманами. Хотя я не люблю это слово. Что значит шаман? Не в шаманстве дело, а в том, что хочется быть интереснее и сложнее. Для этого не обязательно рвать на себе рубашку или быть предельно эмоциональным. Заставьте ребенка плакать на сцене – и в зале начнут плакать. Это чистая техника. Не все хорошие спектакли, как и не все великие музыкальные произведения, эмоциональны. Есть еще и невидимая партитура чувств, о которой говорил Эфрос. Есть тончайшие тихие уголки души, и эти ноты едва слышны. Как у Альфреда Шнитке в симфониях, где скрипка борется с оркестром минут 20: она вся изнемогает, оркестр ее подавляет, уничтожает, но она опять карабкается, пробивается, и в конце концов, как комарик, в финале остается только ее звучание.

Конечно, и белорусская, и российская театральные школы дают необходимые знания. Но после этого все равно надо куда-то ехать и учиться. Терзать свой ген творца. Я уверен, в каждом из нас сидит творец. Надо открывать его в себе, как и открывать спящие в нас народы и нации. Вы думаете, что мы только белорусы? Нет, мы еще и римляне, англичане, шведы. Космосом, природой и историей в человеческом сосуде намешано очень многое.

Кстати

В Минск Смоленский государственный драматический театр им. А. С. Грибоедова привез 5 спектаклей классического репертуара: "Ревизор", "Ромео и Джульетта", "Вишневый сад", "Грех" и "Benvenuto, Отелло!". Завершатся гастроли 5 марта. Наш музыкальный театр в Смоленске покажет "Аршин мал алан" У. Гаджибекова, "Юнону" и "Авось" А. Рыбникова, "Летучую мышь" И. Штрауса, "Однажды в Чикаго" Дж. Кандера, Дж. Стайна, Г. Миллера и "Кармен–сюиту" Ж. Бизе – Р. Щедрина, дивертисмент из балета "Щелкунчик" П.Чайковского.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ.
Фото Артура ПРУПАСА.
Советская Белоруссия. – 2011. – 3 марта. – С. 12.
http://sb.by/post/113376/



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: