Главная \ Пресса \ Вечер открытий (1986 г., Неделя)
« Назад

ВЕЧЕР ОТКРЫТИЙ

"Сирано" на музыкальной сцене. Необычно? Впрочем, мы уже знаем спектакль "Неистовый гасконец" в Московском театре оперетты, во многом удачную, хоть и несколько тяжеловесную версию знаменитой пьесы с музыкой К. Караева. Новая попытка, предпринятая композитором С. Пожлаковым в содружестве с Белорусским театром музыкальной комедии, увенчалась, на наш взгляд, серьезным и принципиальным успехом.

Вячеслав Цюпа, постановщик спектакля, предлагает режиссуру активную, выразительную, отточенную. Перед нами театр, увлекающий фантазией, богатством образных ассоциаций, неожиданностью решений – убедительных настолько, что они начинают казаться единственно возможными. Свет и цвет, ритмы и пластика, контрасты актерских красок – все работает на тему, идею спектакля, его атмосферу, все не просто воссоздает знакомый сюжет, но открывает разнообразную, трепетную жизнь человеческого духа. Открывает так глубоко, как это может сделать, пожалуй, только музыка.

Застарелые споры о приоритете музыки или драматического действия, дирижера или режиссера в музыкальном театре этот спектакль легко разрешает. Здесь режиссура предельно музыкальна, она идет от музыки и создает сложную полифонию образов, в ряду которых не только герои спектакля, но и обобщенные философские, нравственные категории. Музыка позволяет дать жизнь романтическим фантазиям героя, воплотить его поэтический мир. Это, конечно, баланс на лезвии ножа: ведь так легко опошлить, огрубить, перевести в ранг иллюстраций то, что должно быть откровением. Но смелость молодого режиссера оказалась вполне обеспеченной его способностью чувствовать законы и видеть возможности музыкальной сцены. Фантазии не самоцельны – они поэтичны, глубоко содержательны, они западают в душу и память.

Трудно обозначить жанр представления. Это не мюзикл, и тем более не оперетта в их привычном понимании. Это единый поток образов – драматических, музыкальных, пластических, живописных, хореографических, – создающих зрелище необыкновенное и трогательное. И актеры театра, почувствовав наполненность режиссерского замысла, играют увлеченно и радостно, словно забыв о самом существовании каких-либо штампов, столь присущих, к сожалению, славному жанру оперетты. Г. Харик в роли Сирано, Н. Гайда в роли Роксаны заставляют вспомнить лучшие страницы сценической истории этой трудной для актерского воплощения пьесы.

В несколько окостеневшем мире сегодняшнего опереточного театра "Сирано" у минчан – как отважный прорыв в новое, заманчиво увлекательное пространство музыкального спектакля. Это премьера, открывающая жанру – горизонты, а зрителям – новое режиссерское имя, которое заслуживает того, чтобы быть замеченным.

В. КУЗНЕЦОВ.
Неделя. – 1986. – № 13.