Главная \ Пресса \ Этот трудный легкий жанр (1971 г., Знамя юности)
« Назад

ЭТОТ ТРУДНЫЙ ЛЕГКИЙ ЖАНР

С чего начинается рабочий день в театре? Конечно, с репетиции. Но в этот день в Минском театре музыкальной комедии он начался с комсомольского собрания. Театр так молод, что в суматохе становления еще как следует не отпраздновал даже своего открытия, и комсомольская организация здесь только-только сложилась. Но костяк уже есть: секретарь комитета комсомола Володя Будкевич и его помощники Володя Титенко, Людмила Колечиц, Света Ведмидь, Света Носак, Яков Шапиро и Яков Явно. Это молодые люди, увлеченные своей работой, но не замкнувшиеся в ней. За кулисами идет своя жизнь, в которой есть и Ленинский зачет, и шахматный турнир, и лыжные вылазки. 

Из разных городов приехали они сюда: Киев, Свердловск, Иваново, Бобруйск, Одесса. 

Но больше всего минчан – выпускников музыкального и хореографического училищ, консерватории. Сейчас у них главная забота – становление театра и борьба с трудностями, а трудностей пока множество. 

Как в каждом театре, есть у них свои сугубо театральные проблемы. Их тревожит, что уже появилась у некоторых актеров "звездная болезнь" или, как они говорят, успели "заболеть премьерством", они спорят о моральном облике актера, стремятся быть строгими к себе и к другим, честно отдавать все свои силы этому праздничному, веселому и изящному искусству. И потому каждая репетиция сближает их, проясняет человеческие характеры, открывает всякий раз новое. Они, работая, учатся. У многих нет специального образования, и единственной школой стал театр. Любят помечтать – эх, нам бы мюзикл хороший поставить! 

Режиссер театра Вацлава Вербовская уже поставила здесь "Фиалку Монмартра" и готовит следующую работу. 

– С ними и сложно работать и интересно. Сложно потому, что еще очень неопытны, не умеют двигаться по сцене, а интересно потому, что все они молодые люди, своеобразные, кого не назови: Любу Попову или Нину Белоусову, Вила Бурцева, выпускника ГИТИСа, или Наташу Гайда, которая приехала из Свердловска... Мы ставим классику. Хочется, чтобы в театре были фундаментальные работы, к тому же именно на классике формируется вокальное мастерство. А им еще учиться и учиться. 

Они ненадолго расстаются днем, а вечером спектакль их собирает вместе. На сцене первая белорусская оперетта "Поет жаворонок" Ю. Семеняки – героическая музыкальная комедия. Среди оркестрантов – Володя Будкевич, фагот, ближе к дирижеру скрипач Яков Шапиро. Он самый темпераментный и веселый человек в оркестре. Студентом он выступал в команде КВН. Сейчас комсомольцы готовят к Международному дню театра капустник, и Яша заранее предвкушает, как он "тряхнет стариной". 

Володя Титенко играет в этом спектакле предателя Виктора де Моль, и очень доволен своей ролью: 

– Мне не нравятся "голубые" роли. Как актеру мне интереснее сыграть именно такого. Вообще мне везет. Во всех спектаклях я занят. И жена моя тоже. 

Володя приехал в Минск из Житомира. У него в багаже 15 ролей, сыгранных всего за одни год. Он мечтает растянуть немного сутки, потому что времени у него всегда в обрез, как и у Володи Будкевича. 

Оба они хотят, чтобы репертуар был разнообразнее. Комсомольцы театра решили поставить во внеурочное время спектакль "Баядерка", и ухитряются урывать каждый день часок-другой на репетиции. Володя в этом спектакле выступит в своем любимом амплуа – простака. 

Люда Колечиц – солистка балета, окончила хореографическое училище, работала в оперном театре. Много ездила с концертами, даже на Филиппинах выступала с концертной бригадой. И вот оперетта. В балете почти все – выпускники училища. 

Но одного балета солистке кажется мало. Хочет поступать в университет, конечно, на заочное. 

Яков Явно тоже занят в этом спектакле, но только в эпизодах и, пока на сцене накаляются страсти, с независимым видом прогуливается в костюме партизана за сценой. 

– Когда мне было только три года,– говорит он, – у меня спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечал – артистом. Сколько себя помню, все время выступал в драматических кружках, был чтецом на радио, телевидении, потом участвовал в "Комсомольском огоньке" при Дворце пионеров. Окончил училище имени Гнесиных в Москве. Мне повезло. Опять в Минске и в этом театре. Здесь можно попробовать себя. В другом месте я вряд ли бы так скоро сыграл, например, Марселя в "Фиалке Монмартра". 

Сверху – вниз, снизу – вверх, из костюмерной и обратно бегает Света Носак. Она – костюмерша, и этот спектакль пока самый хлопотный для нее. Много переодеваний. На сцену не успеваешь и взглянуть. В другие дни, поспокойнее, она смотрит спектакли. Света окончила школу и мечтает поступить на актерское отделение в театрально-художественный институт, а пока носит костюмы, приводит их в порядок, помогает актерам и учится, помаленьку постигает азы актерского труда, как и ее сверстница Таня Седельникова – электроосветитель. 

Среди загримированных статистов, нарядного кордебалета совсем теряется маленькая серьезная девушка. А. Шпаковская – концертмейстер, один из самых необходимых в театре людей. "Наша палочка-выручалочка" называют ее здесь. 

– Я не думала, что буду работать в оперетте. Окончила консерваторию, работала сначала в оперном театре, но вот попробовала здесь, и мне понравилось. Все здесь ярче, эмоциональнее. И приятно чувствовать, что людям нужен. Эта работа дает мне особый опыт, и еще я поняла, что хорошая оперетта – это очень трудно и сложно. 

Ага спешит в зал, хочется успеть на второе отделение и послушать новую солистку. 

Так, урывками, прибегают взглянуть на сцену из всех цехов театра то балерины, то статисты, уставшие и оживленные. Они провожают рабочий день празднично. Когда приходит спектакль, забываются и усталость, и огорчения. Остается только театр, музыка, сцена и то, что делается на ней. А если спросить у них всех, чем же им все-таки нравится их молодежный театр, ответят: нравится, что мы вместе, что у нас есть эта работа, и что ее много. 

Т. ТЮРИНА. 
Знамя юности. – 1971. – 25 марта.