Главная \ Пресса \ Киса, Ося и все-все-все (2012 г., Вечерний Минск)
« Назад

КИСА, ОСЯ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

12-14a Охота попасть на "12 стульев"? Авось удастся. Ведь первый в Беларуси эксцентрический балет собирает в Музыкальном театре аншлаги

Немного советских романов выжило после перестройки, "12 стульев" — один из них. Более того, это единственный выживший советский роман из переведенных в балет. Российский композитор Геннадий Гладков написал его в 1986 году. "Я использовал музыкальные темы, впервые прозвучавшие в знаменитом фильме "12 стульев" режиссера Марка Захарова", — пояснил композитор.

Полгода назад Государственный академический музыкальный театр, который в последнее время активно обновляется и идет на эксперименты, взялся за постановку балета. Балетмейстером выступил Дмитрий Якубович, режиссером — Анастасия Гриненко. Они не стали укорачивать и обрезать многофигурный роман, предельно усложнили свою задачу, насытив сцену рабочими, нэпманами, цыганами, клерками, беспризорниками, лицедеями…

Танцуют все, кроме стульев. Главный герой — не Остап Бендер (он здесь довольно бездушен) , а сама эпоха во всем ее многообразии. Идя на спектакль, сюжет романа надо знать. И тогда вы с наслаждением будете следить за тем, как Якубович и Гриненко переводят остроумие Ильфа и Петрова в жест и пластику. Спектакль динамичный, озорной, смешной, современный, по-юношески безжалостный, бескомпромиссный. Для кого-то спорный.

Нэпманское прошлое не вызывает ностальгии, однако Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову в трагикомическом исполнении Виталия Красноглазова хочется чисто по-человечески посочувствовать…

Дмитрий Якубович, балетмейстер: "Геннадий Гладков — потрясающий стилизатор. Ему удалось написать музыку, удивительно точно передающую характеры персонажей и дух времени. Хореография балета "12 стульев" задана именно музыкой Гладкова, в ней я нашел все необходимое для того, чтобы раскрыть идею произведения соответствующими пластическими средствами выразительности. Для меня "12 стульев" — в первую очередь история о поисках личного счастья и вечном стремлении к мечте. В хорео­графии спектакля я постарался отразить это".

Анастасия Гриненко, режиссер: "Интрига с поиском сокровищ развивается на фоне важных исторических событий, в спектакле показано столкновение массового и личного сознания. Возникает новый тип личности — человек-винтик в громадном государственном механизме. Сложный процесс становления нового общества, возникшего после Октябрьского переворота, послужил катализатором развития искусства. Нам показалось интересным проследить в спектакле историю кинематографа, театра, живописи начала XX века".

Светлана ШИДЛОВСКАЯ.
Вечерний Минск. – 2012. – 19 янв.