Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Кутюр вместо музыки (2011 г., Советская Белоруссия)

Кутюр вместо музыки (2011 г., Советская Белоруссия)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

КУТЮР ВМЕСТО МУЗЫКИ

11-38a События далекой истории – благодатная почва для художественных сюжетов. Никто не скажет точно: так ли все было на самом деле. В премьерном мюзикле "Голубая камея" речь идет о княжне Таракановой, хорошо известной по пьесе советского драматурга Леонида Зорина "Царская охота". В новой версии авторы даровали авантюристке и кокетке в финале счастливую любовь. И можно сказать наверняка: зритель против таких вольностей возражать не станет.

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре прошла премьера мюзикла популярного российского композитора, автора хитов многих российских звезд Кима Брейтбурга "Голубая камея" – эклектичного действа, смело скрещивающего екатерининскую эпоху с хип-хопом, княжну Тараканову – с ресторанным шансоном, блеск и шик Венеции – с ай-рен-би. "Компот", сваренный композитором и российской постановочной группой во главе с режиссером и хореографом Николаем Андросовым, оказался действительно терпким. Сегодня вечером композитор Брейтбург отправит свой корабль в самостоятельное плавание, ведь российской постановочной группе пора возвращаться в Москву.

Голубой – цвет удачи для композитора Брейтбурга: прогремев когда-то с "Голубой луной" в исполнении Бориса Моисеева и Николая Трубача, маэстро ступил на театральную территорию с тем же арсеналом художественных средств, какой он успешно использует и в шоу-бизнесе. Музыка "Голубой камеи" – все тот же добротный дидактический лиризм, напоминающий репертуар новогодней "Песни года" конца 80-х. Мягкий, убаюкивающий, вполне искренний в своей простоте и даже подкупающий этим.

"Когда в зале присутствует автор, это накладывает особую ответственность на театр, – не скрывал волнения перед премьерой художественный руководитель театра Адам Мурзич, – это полезно и даже мучительно, потому что требования Кима Брейтбурга всегда очень высоки".

11-38b – Наш проект рассчитан на самого широкого зрителя, и мы надеемся, что как любая хорошая постановка в репертуаре театра он будет идти много лет, – строил прогнозы Ким Александрович. – Это поп-музыка в самом широком смысле слова, есть и ай-рен-би, и классика, и рок. Такой мюзикл ставится в Беларуси впервые, и конечно не все в работе было безоблачно. Физическая нагрузка у солистов, артистов балета и хора – огромная. Мне показалось, что ваши актеры не привыкли ни к такому темпу работы, ни к такой нагрузке. И поначалу было легкое нытье, которое нам удалось преодолеть. Некоторые ваши девушки, например, видимо, очень любят драники, поэтому мы рекомендовали им похудеть. Но к премьере мы подошли, как мне кажется, с таким вполне сплоченным командным духом. Надеюсь, что актеры будут играть спектакль с удовольствием, особенно после того, как почувствуют первый успех у публики.

...Успех, по крайней мере коммерческий, уже есть: билеты, стоимостью от 65 до 90 тысяч на премьерные показы были раскуплены. Имя московского композитора сработало. "Голубая камея", шик которой узнали до Минска музыкальные театры Уфы и Красноярска, скорее всего, приживется и у нас.

Но что будет с мюзиклом, когда московская группа постановщиков укатит в Белокаменную? Не останется ли от этого с энтузиазмом созданного сценического гламура лишь бледная тень? Кима Брейтбурга как вдохновителя идеи это заботит не меньше коммерции:

– Мы со своей стороны готовы, если театр будет обращаться к нам, каким-то образом следить за спектаклем, приезжать и корректировать. Но нужно, чтобы и в самой музкомедии присматривали за спектаклем, чтобы он не развалился. Его состояние и художественная концепция находятся в ведении продюсера. И я как автор заинтересован, чтобы он оставался в том виде, в каком мы его создали.

Художественный руководитель театра Адам Мурзич пообещал, что видеозапись пятого или седьмого спектакля даже вышлют Брейтбургу на его строгий продюсерский суд, – все ли в порядке?

Но разъехаться по швам постановке, кажется, все же не дадут сами артисты. Среди них как представители труппы музыкального театра – лауреаты многих международных конкурсов, так и те, кто прошел этапы кастинга, – студенты творческих вузов, актеры других коллективов.

Иллюзорный мир "Голубой камеи" они обживают с искренним азартом и неподдельным жаром первооткрывателей. Ким Брейтбург как настоящий джентльмен не выказывает предпочтений ни одной из исполнительниц роли княжны Таракановой (их в проекте трое: заслуженная артистка Ирина Дорофеева, артистка труппы Илона Казакевич и студентка Белорусского государственного университета культуры и искусств Екатерина Муратова). Однако двух артистов минского спектакля Ким Александрович все же выделил особо.

– Из всех наших постановок ваш актер Виктор Циркунович, исполняющий роль резидента секретной службы и дипломата Шустова, наиболее адекватный по всем параметрам и в вокальном, и в актерском, и в имиджевом смысле. Таким актером вы можете, по-моему, гордиться. Очень хорош в роли Сомова, денщика графа Орлова, и комедийный артист Александр Круковский – он очень яркий и талантливый.

Кстати, недавно назначенная главный режиссер театра Сусанна Цирюк, только что выпустившая "Снегурочку" в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, призналась, что не могла присутствовать на репетициях мюзикла, но тем не менее своим профессиональным взглядом особо выделила хореографию Николая Андросова:

– Я снимаю шляпу перед хореографом: так изобретательно использовать полистилистику, чтобы она не казалась эклектикой, – это большое мастерство.

Упреждая все злые языки, которые уже поговаривают в интернете о том, что в мюзикле "Голубая камея" слишком активно используется фонограмма (о чем не написано на афише и что вряд ли должна предусматривать цена билета в 90 тысяч рублей), композитор Брейтбург заявил, что это – общемировой стандарт в современном мюзикле:

– Да, спектакль идет под фонограмму, местами она "минусовая", местами инструментальная. В сценах, где много людей, хоровые бэки звучат в записи, но солисты поют живьем. Это общепринятые современные технологии больших мюзиклов. Что, кстати, очень облегчит работу, если мы решимся на обмен солистов между Минском и Красноярском. Это означает, что при рокировках актеров никаких проблем не возникнет.

Уже в апреле-мае "Голубая камея", приободряя жителей страны перед дачным сезоном, совершит гастрольное турне по белорусским городам, выступая в залах-тысячниках. А вчера в продаже появился CD-диск "Голубая камея", выпущенный популярным лейблом West records. Так что к своему детищу Брейтбург и компания подошли с размахом.

Что же в итоге маэстро предложил нам в действительности – пеструю фальшивку или кусок своей совести, отлитый в звуках, пусть так и останется интригой. В конце концов, куда же без загадок в этой истории – дело-то происходит в екатерининские времена. Тем более что нашу "Голубую камею" ни на какую ювелирную экспертизу не отправишь.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ.
Советская Белоруссия. – 2011. – 5 февр. – С. 9.

На снимках:
Дмитрий Якубович и Ирина Дорофеева воплотили в мюзикле исторические образы графа Орлова и княжны Таракановой.
Для супругов Брейтбургов мюзикл "Голубая камея" – проект семейный.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: