Главная \ Пресса \ Пальма первенства (1975 г., Вечерний Донецк)
« Назад

ПАЛЬМА ПЕРВЕНСТВА

Популярность пришла к венгерскому композитору Ференцу Легару в конце 1905 года, когда в "Театре ан дер Вьен" состоялась премьера "Веселой вдовы". Прошло четыре года, и он вновь подтвердил свою славу мастера салонной оперетты, сочинив не менее известный клавир – "Граф Люксембург". Но, видимо, этот шумный успех не принес композитору творческого удовлетворения, и в 1910 году он обращается к вечно живому источнику народной музыки, на этот раз – румынских цыган, и создает самое крупное свое полотно в этом жанре – оперетту "Цыганская любовь".

Весь колорит его музыки, ее интонационная основа – глубоко народны. История увлечения знатной боярышни Зорики "простым" цыганом скрипачом Сандором в оригинале заканчивалась довольно правдиво: Зорика, немного покуролесив, возвращается в лоно родной боярской семьи и выходит замуж за нелюбимого Ионеля. В том варианте, который мы увидели в постановке театра музыкальной комедии БССР, финал иной: Зорика остается с Сандором. И этот благополучный конец нам представляется столь же закономерным, сколь и любой другой...

За последние годы почти все опереточные театры, гастролировавшие в Донецке, показывали нам "Цыганскую любовь". Если идти по пути сравнений, то пальму первенства, безусловно, следует отдать минчанам. И это не только лучшая "Цыганская любовь" из всех нами виденных, но, пожалуй, самый лучший спектакль венского репертуара гостей.

Успех определили внимательное, любовное отношение к музыке Легара, выразившееся в хорошем вокальном воплощении основных сольных партий, и замечательные декорации художника Анатолия Морозова. Впрочем, их даже неудобно называть декорациями, ведь под этим словом подразумевается нечто статичное, а то оформление, которое увидели мы, – все время в движении, оно живет на сцене, это, если можно так выразиться, – играющие декорации.

...Начинается превосходная увертюра, хорошо сыгранная оркестром, и оживает сцена: одна за другой поднимаются четыре громадные, во все зеркало сцены, цыганские красочные шали, образуя пологи шатра. А в глубине – еще одна удачно найденная "деталь" – изготовленные под латунь "миниатюры" (в каждой по паре метров...) – то замок Драготина, то – цыганский табор... И все это превосходно вписывается в спектакль, поставленный А. Барсегяном.

Среди певцов хочется прежде всего назвать имена В. Мазур (Зорика), К. Лосева (Сандор) и А. Приходько (Михаль)... Именно это трио имело заслуженно большой успех в знаменитой песне второго акта. Следует упомянуть, что исполнитель партии Ионеля – В. Сердюков тоже имеет сильный голос, но он подчас больше "владеет певцом", а желательно, чтоб было наоборот... 

В. Мазур в этом спектакле предстала перед нами именно как вокалистка – у нее большая, интересная и довольно нелегкая партия, требующая голоса широкого диапазона. И певица справляется со всеми сложностями партии Зорики. Что же касается актерской игры, то тут особых усилий не потребовалось: в данном варианте пьесы ей почти что нечего играть.

У Сандора вокальная партия тоже щедрая. Но К. Лосеву повезло и в отношении игры. Драматический образ Сандора Лосев создает яркими, размашистыми мазками. В этом романтическом спектакле он – самый романтический персонаж; его Сандор не загружен никакими бытовыми деталями. Впрочем, таков весь стиль постановки А. Барсегяна, в общем, вполне закономерный. Один упрек режиссеру – мизансцены, особенно массовые, статичны.

Вторая пара – Иоланта и Каэтан. Есть даже третья – Илона и Драготин. Вероятно, удвоенное количество комедийных пар все же вызвали некоторый перегруз, и в результате им досталось не очень много сценического времени. Тем не менее хорошие актеры А. Крайникова и В. Фоменко также, как и Н. Ревинская с В. Шевкалюком, оставили самые лучшие впечатления, прежде всего – соблюдением чувства меры и вкуса, что, кстати, вообще характерно для наших гостей.

Корректно и ровно звучал оркестр под руководством П. Кирильченко. Единственно, что хотелось бы от этого немаловажного творческого цеха – побольше нюансов в трактовке отдельных номеров... Проникновенным было соло скрипки в исполнении В. Корзуна. Своеобразны и колоритны цыганские пляски, поставленные С. Дречиным.

Уже говорилось, в связи с первыми спектаклями минчан, о больших ожиданиях. Теперь можно с уверенностью сказать, что они оправдываются. Театр несмотря на молодость уже обрел собственное творческое лицо, складывающееся из ряда интересных индивидуальностей. И то, что среди них много молодых дарований, – залог доброго будущего коллектива.

В. ЛЫСЕНКО.
Вечерний Донецк. – 1975. – 7 июня.