Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/"Сложность балета в том, чтобы убедить зрителя: все, что ты делаешь, ты делаешь непринужденно и легко, с удовольствием" (2003 г., Секретарское дело)

"Сложность балета в том, чтобы убедить зрителя: все, что ты делаешь, ты делаешь непринужденно и легко, с удовольствием" (2003 г., Секретарское дело)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ЮЛИЯ ДЯТКО: "СЛОЖНОСТЬ БАЛЕТА В ТОМ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬ ЗРИТЕЛЯ: ВСЕ, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ, ТЫ ДЕЛАЕШЬ НЕПРИНУЖДЕННО И ЛЕГКО, С УДОВОЛЬСТВИЕМ"

Сегодня в гостях у журнала "Секретарское дело" солистка балетной труппы Театра музыкальной комедии Республики Беларусь, ведущий мастер сцены Юлия Дятко.

Юлия, расскажите немного о том, как и почему вы выбрали профессию балерины?


Моя танцевальная карьера началась в раннем детстве. В четыре года родители решили отдать меня на фигурное катание. Поэтому можно сказать, что беззаботного детства у меня в общем-то и не было. Тренировки и еще раз тренировки вплоть до десяти лет.

Наверное, я осталась бы в фигурном катании, но мой хореограф Татьяна Александровна предложила мне попробовать поступить в Минское хореографическое училище. Поскольку наша семья так или иначе всегда была связана с театром (бабушка работала в театре, дедушка играл в оркестре), то я подумала: а почему бы и нет? И поступила.

Помню, в последний день приемных экзаменов обязательно надо было что-то станцевать. Я выбрала "цыганочку" и, надо сказать, очень темпераментно ее станцевала. Но когда закончила свое выступление, увидела, что вся комиссия ухохатывается (вероятно, потому, что все мы танцевали свои "номера" в чешках и трусиках). Представляю себе, как весело смотрелась в таком костюмчике моя жгучая "цыганочка".

Несмотря на то что я имела средние по меркам балета физические данные, движения я схватывала быстро, а танцевальные комбинации выполняла легко. И все же даже по окончании хореографического училища многие из нас не знали, как сложится их дальнейшая судьба. Не все смогли или захотели работать по специальности. И лишь совсем немногие остались верны балету.

Юлия, а как вы попали на работу в балетную труппу Театра музыкальной комедии?

По окончании училища я не предполагала, что стану солисткой балета, хотя стремилась к этому. В балетную труппу Большого театра меня не взяли из-за невысокого роста. Для того чтобы танцевать в Большом, нужно иметь рост как минимум 170– 174 см. И надо сказать, эти требования оправдывают себя. "Высокий" женский балет действительно смотрится красиво. Кстати, хотя Косте (моему мужу и партнеру по сцене) сразу предложили работу в Большом театре, он отказался от нее из-за меня.

Вообще-то нам с мужем просто везет на хороших людей. Наш педагог Нина Николаевна Дьяченко стала главным балетмейстером Театра музыкальной комедии и после учебы пригласила нас к себе на работу. Мы с удовольствием приняли это предложение. Надо отметить, что Нина Николаевна очень серьезно отнеслась к нам. Приглашала лучших педагогов и репетиторов – таких, как народная артистка России Марианна Борисовна Подкина и народный артист Республики Беларусь Владимир Терентьевич Комков. Да и сама Нина Николаевна никогда не позволяла нам расслабляться (и сейчас не дает). Наверное, поэтому результаты нашей совместной работы оказались на достаточно высоком уровне.

Вероятно, прима-балерине хорошо известен секрет того, как становятся "звездой"?

Вы знаете, без ложной скромности отвечу, что не считаю себя "звездой". Если же говорить о творческом успехе, то он приходит только к тем, кто много работает, стремится чего-то добиться и доказать не столько другим, сколько самому себе, что он лучший. Очень важную роль в процессе достижения поставленных целей играет духовная зрелость личности. Основа успеха – в гармоничном развитии физического и духовного "я". Хотя не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как везение.

Что же помогает вам справляться с физическими перегрузками и стрессами?

При ежедневных физических нагрузках в театре (кроме своей непосредственной работы я еще репетирую с артистами нашей балетной труппы) часто не хватает времени на что-либо еще. А поскольку у нас один законный выходной – понедельник, то выбраться куда-то на уик-энд тоже не получается. Но если выпадает такая возможность, мы стараемся выезжать с друзьями на природу или на шашлыки.

Иногда мой отдых заключается в том, что я просто ложусь на диван и целый день смотрю телевизор, гуляю по улицам или читаю. Особое пристрастие питаю к сказкам, потому что они всегда хорошо заканчиваются!

Многие люди чем-то увлекаются, имеют свое хобби. Но поскольку при нашей загруженности в театре времени на увлечения практически не остается, то моим хобби можно назвать кулинарию. Кстати, очень люблю мягкие игрушки. У меня весь дом ими заставлен. Правда, их уже некуда девать, но расстаться с ними пока не решаюсь. В последнее время увлекаюсь компьютерными играми – "стратегиями".

А со стрессами сражаюсь в основном приятными способами. Музыка, живопись, природа дают прекрасную возможность расслабиться и получить чисто эстетическое удовольствие. Мы с мужем очень любим классический джаз, начиная от композиций Луи Армстронга и Дюка Эллингтона до Дайаны Кролл. Хотя справедливости ради надо сказать, что я не зацикливаюсь на каком-то одном музыкальном направлении, с удовольствием слушаю группы Queen, Aerosmith, из российских – ДДТ. В живописи, как и в музыке, выбираю "вещи вразброс". Наравне с модерном могу восхищаться сюрреализмом, не отвергаю классику, восторгаюсь импрессионистами. Единственное, чего не приемлю в живописи, – это когда картина похожа на фотографию. В произведениях искусства должна быть какая-то недосказанность, загадка, тайна.

Чтобы не чувствовать свою оторванность от реальной жизни, стараюсь чаще общаться с друзьями. В дружеской компании всегда приятно выпить немного хорошего красного вина, съесть что-то вкусненькое и поговорить о чем-нибудь приятном.

Вы танцуете в разных постановках. Их сюжет основан на житейских историях, но главное в балете – это внутренний мир человека, вашего персонажа. Сложно ли выразить посредством танца внутренний мир, эмоции и характер ваших героинь?

Внутренний мир человека очень трудно передать танцевальными средствами. К примеру, один и тот же жест можно выразить пятью различными способами. В итоге, танцовщику надо очень точно передать ту тонкую грань, которая отделяет влюбленность от любви, нежность от страсти. Иногда настолько вживаешься в образ, что не замечаешь, как начинаешь "играть лицом", а это в балете недопустимо. Актерам балета вообще нельзя смотреть со сцены на зрителя в упор. И вот почему: в каждом спектакле есть четкая сюжетная линия и ни один персонаж, будь то главный герой или актер второстепенной характерной роли, не имеет права самовольно акцентировать внимание на своей персоне. Зритель должен находиться под впечатлением от общего колорита спектакля, но при этом ни один из героев не должен выходить за рамки того мира, который он представляет на сцене. Во время спектакля актер должен полностью жить жизнью своего персонажа, забыв о том, что он такой же современный человек, как и те, кто сидит в зале.

Переживания человека можно передать телом и жестами. Как это ни парадоксально звучит, но с помощью ног можно "говорить" о любви. Например, в Театре музыкальной комедии идет спектакль "Кармен-сюита" в постановке Альберто Алонсо. Это очень старая вещь, 1963 года, но поставлена она в современном стиле. В этом спектакле любовная страсть находится как бы внутри главного персонажа – Кармен. При этом ее лицо может оставаться холодным (как я уже говорила, в балете лицо не должно показывать эмоции), а вот ноги, руки и тело должны выражать всю гамму переживаний, страсти и любви. Этот спектакль буквально накален от страстей, он забирает у меня столько энергии, что после него я восстанавливаю свои силы очень долго, практически три дня лежу пластом.

А вот с партией в спектакле "Жизель" несколько иная проблема. Когда мне нужно танцевать лиричную и мечтательную Жизель, я сталкиваюсь с определенными сложностями выражения характера персонажа. Если сказать точнее, я обладаю несколько иным, чем у Жизель, темпераментом (в отличие от своей героини я более энергичный и эмоциональный человек), поэтому мне приходится "наступать на горло собственной песне", чтобы подстроиться под роль.

Юля, если в балете лицо артиста не задействовано, есть ли какие-то особенности гримирования перед спектаклем?

Специфика балетного мастерства заключается в том, что мы не имеем права выражать свои чувства и эмоции мимикой. Поэтому чем экспрессивнее характер персонажа, тем ярче грим. В балете все грани человеческого характера выражаются исключительно при помощи пластики движений и ритма танца.

А грим накладываете сами или гример?

Иногда сама, но чаще всего это делает наш замечательный гример Юлия Константиновна Реброва. В зависимости от сложности характера персонажа на грим может уходить от 15 до 40 минут.

В балете очень важна пластика рук. Насколько тяжело ее освоить?

Пластику рук освоить не так уж тяжело, гораздо сложнее другое. Нужно спрятать от зрителя всю техническую сторону выполняемых па. Мой педагог не устает повторять: работай ногами, а остальными частями тела – танцуй! Сложность балета заключается в том, чтобы убедить зрителя: все, что ты делаешь, ты делаешь непринужденно и легко, с удовольствием.

Но все равно в сложных балетных комбинациях иногда не удается полностью проконтролировать слаженность движений: то плечи поползут вверх, то голова выглядит зажато. Причем такое может случиться с любой, даже самой прославленной балериной. В нашей профессии принято поддерживать имидж почти невесомого, эфемерного, бесплотного существа, которое легко порхает по сцене, почти не касаясь ногами пола. Но для того чтобы выглядеть воздушной и легкой, нужны ежедневные напряженные тренировки. Работа балерины заключается в полном владении своим телом и неусыпном самоконтроле. Невозможно четко и безукоризненно исполнить партию, если ты ее не выучила и не отработала "на зубок". А вообще, дня того чтобы поставить хороший трехактовый балет, необходим как минимум месяц упорных тренировок.

Юлия, насколько сложно танцевать в дуэте?

По жизни сложилось так, что я в полном смысле этого слова могу опереться на крепкое плечо своего мужа. Костя всегда и во всем старается мне помогать. Мы танцуем вместе уже достаточно долго, и с каждым годом я все больше убеждаюсь в том, что мы с мужем прекрасная пара не только на сцене, но и в жизни. Вообще, сценический дуэт – очень многогранное понятие. Это не просто два человека, танцующих вместе, здесь важна общая энергетика, слаженность движений, взаимопонимание. Зрителю все равно, как партнеры относятся друг к другу за кулисами, но на сцене он хочет видеть настоящие чувства и эмоции.

Верите ли вы в приметы? И вообще, насколько суеверны представители артистического мира?

Артисты – очень суеверный народ! Например, у нас не принято бросать на пол обувь, ее нужно аккуратно класть. В противном случае туфли якобы могут "отомстить" своему хозяину. Еще одна интересная примета: при входе в зал, где будешь танцевать, с ним необходимо вежливо поздороваться, а когда уходишь – поблагодарить и попрощаться.

Считается плохой приметой фотографироваться с кем-то из зрителей или раздавать автографы перед началом или во время спектакля. Случайные фотографии не в счет. Многие артисты перед выходом стучат по сцене или крестятся.

Профессия балерины – одна из самых опасных. Как защитить себя от травм?

Ежедневные тренировки позволяют поддерживать мышцы в рабочем тонусе. Перед каждой из них мы тщательно разогреваемся. В принципе, если соблюдать правильный режим физических нагрузок, то травмы исключены. Ежедневно для тренировок и репетиций отводится три часа утром и четыре вечером – это наш обычный рабочий день. Но профессиональные танцовщики работают, не считаясь с этими лимитами.

Насколько трудно ухаживать за внешностью при таком распорядке дня – несколько ежедневных тренировок и спектакль?

Балерине очень трудно сохранить волосы здоровыми и ухоженными. От фена, плойки, начесов, шпилек, укладок и лака волосы секутся, становятся ломкими и сухими. При таких физических нагрузках приходится ухаживать за волосами ежедневно. Для того чтобы волосы были в порядке, использую различные бальзамы и маски, отвары из трав.

Юлия, часто ли у вас возникает желание расслабиться или вообще побыть одной?

Выспаться и расслабиться действительно хочется. А вот одиночество меня не прельщает. Я скучаю, грущу, да и мысли в голову приходят невеселые. Нет, одиночество точно не для меня!

У артистов балета невероятно легкая походка и красивая осанка. Можно ли простому смертному научиться так ходить или это вырабатывается в процессе упорных тренировок?

Характерной "балетной" походкой артисты обязаны постоянным тренировкам, а также работе над пластикой и четкостью движений. Нам всегда нужно быть в форме, уметь не только сиюминутно подать себя, но постоянно контролировать любое свое движение, любой поворот головы. Не скрою, все это дается нелегко.

Женщинам, которые хотят научиться ходить красиво, необходимо заниматься шейпингом или аэробикой, следить за своей осанкой, быть подтянутыми. Хорошо помогают "держать спину" упражнения с гимнастической палкой, которая продета за спиной сквозь чуть согнутые в локтях руки. Однако чтобы добиться желаемого результата, тренироваться следует регулярно. Но справедливости ради надо сказать, что балетные нагрузки и напряжение тоже дают о себе знать. Иногда и нам бывает трудно удержаться от того, чтобы не расслабиться и не опустить плечи.

Как вы считаете, насколько оправданно стремление к совершенству, присущее каждой женщине?

Вопрос очень непростой, но я попробую на него ответить. Я никогда не стремилась к совершенству внешнему. Стараюсь быть естественной, оставаться самой собой. Не стоит, пожалуй, слепо следовать чужому примеру, гнаться за модой, пытаться походить на кого-то как две капли воды. Гораздо важнее сохранить собственную уникальность и первозданную чистоту души. Все наносное, неестественное выглядит грубо и искусственно, а это сразу бросается в глаза.

К примеру, встречаешь на улице девушку – вся как куколка, одета по последней моде, ухожена, накрашена, но чувствуется, что в ней что-то не то. Даже непонятно, что за этим непонятным "не то" скрывается. А оказывается, это неестественная манера держать себя, несоответствие внутреннего содержания внешнему имиджу. Нужно уметь не только красиво подать себя, но и обладать каким-то внутренним совершенством, если хотите – изюминкой, чтобы в человеке чувствовался характер и душа, внутренняя культура, наконец. Если это присутствует, то человек может самовыражаться абсолютно по-разному, менять образы, стили одежды и при этом всегда будет выглядеть естественно. Просто нужно ощущать не только себя, но и окружающий тебя мир и людей, уметь находиться со всем этим в гармонии.

Во всяком случае, мне кажется, что совершенство – это внутреннее содержание, красота души. Ведь есть много женщин, которые не отличаются неземной красотой, но одухотворенность, сила характера, ум и добрый нрав делают их совершеннее любой красивой "пустышки". Поэтому во все века духовное богатство человека ценилось намного больше, чем внешняя красота. Если внутренний мир женщины богат и разнообразен, то это обязательно отразится и на внешности. Согласитесь, бывает и так, что внешне непривлекательный человек кажется нам необычайно красивым только потому, что с ним интересно общаться, или потому, что он обаятелен и отзывчив. И постепенно внешняя некрасивость сглаживается, исчезает на фоне прекрасных человеческих достоинств. Такие люди привлекают окружающих богатством своей души, умом и тактичностью.

Юлия, говорят, творческие натуры отличаются повышенной эмоциональностью и ранимостью? Так ли это? Например, что больше всего может обидеть или задеть лично вас?

Больше всего меня обижает грубость и случайные, необдуманные фразы. Многие считают: что здесь такого, ну сказал человек что-то, не подумав – со всяким может случиться. Но иногда резкая фраза может ранить острее ножа. И все же на людях я стараюсь сдерживать свои эмоции, не раздражаться, не обижаться и тем более не плакать. Не люблю невежество, хамство и бестактность.

Для того чтобы ладить с людьми, вовсе не обязательно быть профессиональным психологом. Просто к каждому человеку нужно искать свой ключик, свой подход. К людям нужно относиться тактично, доброжелательно и объективно. К примеру, если бы кто-то из моих коллег неудачно станцевал партию, то я никогда не смогла бы сказать ему об этом в резкой или насмешливой форме. Скорее предложила бы поработать вместе над каким-то движением и исправить допущенные ошибки.

Французская актриса Фанни Ардан сказала: "Быть романтиком – значит стремиться к совершенству. Когда этого нет, все тускло, неинтересно". А вы по натуре романтик?

Наверное. Я люблю помечтать о будущем. В данный момент я, например, мечтаю о хорошем отдыхе на море (благо для этого есть все основания – скоро я ухожу в отпуск). Как и большинство романтически настроенных людей, я люблю все красивое и изящное. А поскольку красота бывает разной (натуральной и искусственной), я отдаю предпочтение естественной красоте природы.

Считаю очень романтичным, когда мне дарят цветы, читают хорошие стихи. Стихи люблю с детства, предпочитаю творчество Бальмонта, Пушкина, Есенина. Хотя времени на чтение остается немного.

Ваша работа забирает много сил, времени и энергии. В чем вы черпаете свое вдохновение?

В общении с друзьями, в книгах, музыке, живописи. Люблю смотреть хорошие фильмы. Хорошие – в смысле веселые, увлекательные и обязательно с "happy end". Кинокомедии, приключенческие фильмы и сказки здорово поднимают настроение. В то же время мне не надоедает смотреть классические ленты и героические фильмы о войне.

Но все же в большей степени мне помогает восстановить утраченную энергию и настроиться на творческую волну мой муж. Я очень благодарна Косте за его поддержку и заботу, веселый нрав и вообще за то, что он у меня есть!

Жизнь артиста сопряжена с гастролями и переездами. Часто о людях творческих профессий складывается впечатление как о совершенно не приспособленных к быту. А как вы решаете бытовые вопросы?

Действительно, из-за частых поездок бывает трудно обустроить свой дом. Но уж если мы затеваем ремонт, то делаем все сами и с удовольствием. Сами клеим обои, красим окна. Ну а если что-то делать не умеем, то учимся "в рабочем порядке".

А в целом домашние хлопоты приносят мне чувство глубокого удовлетворения. Например, я очень люблю готовить. Конечно, случается это нечасто, из-за напряженного графика работы времени катастрофически не хватает. Пеку торты, которые, в основном, ест муж (он не боится поправиться, так как помимо балета еще и занимается спортом), готовлю блюда из мяса. В процессе приготовления фантазирую: добавляю или исключаю какие-то компоненты на свой вкус. Еще люблю гладить, так как процесс глажения белья меня очень успокаивает и помогает собраться с мыслями. Раньше, когда было чуть больше времени, я даже самостоятельно шила себе тренировочные балетные костюмы. Сейчас сама подбираю и делаю головные уборы для своих ролей: шапочки и диадемы из камней, перьев и цветов.

Скажите, если бы можно было повернуть время вспять, то в какой еще профессии вам хотелось бы попробовать свои силы?

Наверное, я все равно выбрала бы что-то связанное с искусством. Может быть, занялась бы живописью. Очень люблю рисовать акварелью. Но это увлечение скорее непрофессиональное, для души и под настроение. Иногда рисую пейзажи, виды из окна, а вот портреты, сколько ни пробовала, мне не удаются.

А если заглянуть в далекое будущее, чем вы будете заниматься лет эдак через тридцать?

Думаю, что в этом возрасте я буду преподавать. И наконец-то смогу завести собаку, которая при нашей гастрольно-конкурсной жизни пока непозволительная роскошь, буду заниматься домом, ходить на занятия по аэробике или в тренажерный зал, постараюсь никуда не спешить и наслаждаться каждым мгновением жизни.

Марина СОЛДАТЕНКО.
Секретарское дело. – 2003. – № 8 – С. 3–9.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: