Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/События/Круглый стол директоров музыкальных театров прошел в Минске

Круглый стол директоров музыкальных театров прошел в Минске

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

Круглый стол директоров музыкальных театров прошел в Минске 

19.11.2014 
JXdPJwXB-VQ
2 ноября в Белорусском государственном академическом музыкальном театре в рамках творческого проекта "Наталия Гайда приглашает…" был проведен круглый стол директоров музыкальных театров, посвященный проблемам развития современного музыкально-театрального искусства.
В работе круглого стола принимали участие:
- директор Белорусского государственного академического музыкального театра А. Е. Петрович;
- директор Одесского академического театра музыкальной комедии им. Михаила Водяного, заслуженный работник культуры Украины Е. Г. Редько;
- основатель и художественный руководитель Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России, профессор Г. А. Чихачёв;
- директор Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского Т. Н. Мезенцева;
- заместитель директора Музыкального театра Республики Карелия Н. С. Зыкова;
- преподаватели студенты кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств и представители СМИ.

А. Е. Петрович выступил с приветственным словом, обозначил цели и задачи работы круглого стола: знакомство с новыми формами и направлениями работы музыкальных театров, а также донесение проблем развития музыкальных театров до широкой общественности.

Е. Г. Редько рассказала, что Одесский театр музыкальной комедии первоначально был организован во Львове в 1947 г. на основе небольшой филармонической труппы, созданной специально для исполнения оперетты. Через 5 лет молодой театральный коллектив был переведен в Одессу. С самого начала работы театра была заложена одна из основных его традиций – обеспечение преемственности поколений и особое внимание воспитанию молодого поколения артистов. Неизменное кредо театра – постоянный поиск, расширение границ жанра от комической оперы, водевиля, оперетты, советской музыкальной комедии до мюзикла в самом широком его толковании. Разнообразный репертуар позволяет театру охватить широкую зрительскую аудиторию. Так, оперетта больше востребована зрителями среднего и более старшего поколения, мюзикл и рок-опера интересуют в большей степени молодежь. Театральный коллектив стремится работать с хорошей драматургией. Много внимания уделяется сотрудничеству с молодыми украинскими и российскими композиторами, среди которых Е. Ульяновский ("Граф Воронцов", "Дон Сезар де Базан"), Е. Лапейко ("Ромео и Джульетта", "Нить Ариадны"), Д. Саратский ("Гагарин"), А. Иванов ("Кентервильское приведение"). В ближайших творческих планах театра – постановка комедии "Здравствуйте, я ваша тетя" и оперетты "Цыганский барон". Е. Г. Редько отметила, что, не смотря на сложность общественно-политической ситуации на Украине, люди в театр ходят.
Здание Одесского театра музыкальной комедии большое, имеет большую сцену и большой зрительный зал – 1300 мест. Такой зал сложно заполнить, средняя заполняемость зала – 66 %. Стоимость билетов в Одесском театре музыкальной комедии зависит от спектаклей – от 2 до 20 долларов за билет (при средней зарплате в 300 долларов).
Творческий коллектив состоит из 150 человек, почти столько же составляет обслуживающий персонал.
На сегодняшний день на Украине государственное финансирование театров сохраняется. Что же касается контрактной системы, то она номинальная: закон, принятый в 2005 г., по сей день он не работает. С молодыми артистами заключаются срочные трудовые договора.
На сегодняшний день в театре существует проблема с молодыми артистами. Ранее готовившие кадры для театров оперетты и музыкальной комедии вузы, ГТИТС и ЛГИТМиК, сегодня кадры на Украину не поставляют. Уровень и качество подготовки выпускников киевской Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского, Харьковской государственной академии культуры одесский театр не устраивают, поэтому руководство театра поднимает вопрос о создании специального курса артиста музыкальной комедии в Одесской национальной музыкальной академии им. А. В. Неждановой.

Н. С. Зыкова представила Музыкальный театр Республики Карелия, основанный в 1955 г. как театр оперетты (на базе выпускного курса ЛГИТМиКа). И драматическая, и опереточная труппы долгое время сосуществовали как единый коллектив и были разделены только в 1977 г. В репертуаре театра были представлены спектакли всех музыкально-сценических жанров: классическая и современная оперетта, музыкальная комедия и мюзикл, опера и балет. После пожара в 2004 г. в здании театра прошла капитальная реконструкция, одновременно была проведена работа по формированию новых вокальной и балетной трупп, хора, оркестра. И, фактически, в 2007 г. начал работу новый музыкальный театр, основой репертуара которого явилась оперная классика ("Севильский Цирюльник" Дж. Россини, "Травиата" Дж. Верди, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. И. Чайковского, "Кармен" Ж. Бизе) и современный балет ("Щелкунчик" П. И. Чайковского, "Анна Каренина" и "Конек-Горбунок" Р. Щедрина, "Золушка" и "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева). Художественным руководителем оперы стал Ю. Александров, народный артист России, режиссер-постановщик Мариинского театра, художественный руководитель Государственного камерного музыкального театра "Санкт-Петербургъ-Опера". Балетную труппу возглавил К. Симонов, заслуженный деятель искусств Карелии, лауреат Национальной премии «Золотая маска» и Российской национальной театральной премии "Арлекин".
Как показывает статистика, только 20 % жителей (от общего населения города) ходят в театры вообще и только 4 % из них ходят в музыкальные театры. Петрозаводск – сравнительно небольшой город (270 тыс. населения), в котором работают 4 государственные и 1 частный театр. После показа 5–7 премьерных спектаклей публика исчерпывается, и заполнять зал на оперные спектакли сложно. Постоянно ищутся и используются все новые маркетинговые ходы (скидки на билеты всем женщинам с именем Татьяна в Татьянин день, в день рождения А. С. Пушкина; обыгрывание названий спектаклей, в частности, приглашение в ложу парикмахеров на оперу "Севильский цирюльник" и т.п.). Танец же модерн востребован, прежде всего, молодежной аудиторией, поэтому балетные спектакли посещаются очень активно.
Карельский музыкальный театр имеет молодую и очень сильную профессиональную труппу (средний возраст артистов – 30–35 лет). Ю. Александров и К. Симонов очень трепетно относятся к своим артистам и к труппе в целом, поэтому в идея К. Станиславского, мыслящего театр как «театр-дом», получила здесь свое реальное воплощение.
В театральной афише ежемесячно представлено 12–14 спектаклей (при 19 наименований в репертуаре). Так как театральный оркестр и хор состоит на одну треть из студентов, то проводить оркестровые репетиции можно только по вечерам. Кроме того, в спектаклях очень сложные декорации и их монтировка занимает много времени. Поэтому в театре чередуются вечерние репетиции и вечерние же спектакли.
Зрительный зал Музыкального театра Республики Карелия рассчитан на 600 мест, заполняемость его составляет 75 %. Коллектив артистов, творческих работников и технического персонала насчитывает около 300 человек. Цены на билеты – от 100 до 600 российских рублей, средняя цена – 385 рублей. Государственные дотации идут на заработную плату работникам театра и содержание самого здания. Руководство театра изыскивает деньги на осуществление новых постановок, получает гранты на реализацию выдвигаемых творческих идей и проектов. Для обеспечения артистов жильем снимаются квартиры на деньги из фонда заработанных средств. Поэтому миграция артистов небольшая 1–2 человека в 1–2 сезона.

Т. Н. Мезенцева
 рассказала о деятельности Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского, созданного в 1941 г. на базе коллектива Горьковского театра музыкальной комедии. На сегодняшний день в театре есть главный дирижер, и нет художественного руководителя и главного режиссера. Все творческие вопросы решает режиссерско-дирижерская коллегия. Для осуществления постановок приглашаются режиссеры, которые, как правило, приезжают со своими постановочными коллективами. Ежегодно театром ставятся 5 новых спектаклей и 1 сказка для детей. Все постановки осуществляются им на собственные средства.
В репертуаре Иркутского музыкального театра мюзиклы "Поединок" В. Баскина, "Свадьба Кречинского" А. Колкера, "Скрипач на крыше" Дж. Бока, "Цезарь и Клеопатра" А. Журбина; музыкальная драма "Блудный сын" М. Самойлова; музыкальные комедии "Тетушка Чарли" О. Фельцмана, "Подлинная история поручика Ржевского" В. Баскина; оперетта "Граф Люксембург" Ф. Легара; балет "Гранатовый браслет" К. Артамонова и др.
В зрительном зале иркутского театра 878 мест (при 650 тысячах жителей в городе), заполняемость зала – 83 %. Стоимость билетов – от 200 до 600 русских рублей (5–15 долларов). Иркутский театр практически ежегодно выезжает на гастроли (2008 г. гастролировал в Минске). Всего в театре работает 400 человек, из которых 200 – в его труппе. Есть свой симфонический оркестр и рок-группа "Экстраверты". Для продвижения спектаклей организован отдел развития театра. Руководство театра активно посещает различные конкурсы и фестивали с целью приглашения на работу одаренных молодых вокалистов. Театру принадлежат 16 служебных квартир (и 15 квартир снимается).
На базе театра проводятся два ежегодных фестиваля: международный музыкальный фестиваль академической музыки в Иркутске "Звезды на Байкале" и международный фестиваль "Джаз на Байкале".

Г. А. Чихачёв
, рассказывая о деятельности Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва, отметил, что театр был организован в 1987 г. в ряду 200 московских театров-студий, возникших во времена Перестройки в СССР (из которых на сегодняшний день осталось 4, и все они приобрели статус государственных). Сейчас в Москве 100 государственных театров, 88 из которых имеют городское подчинение, 12 – федеральное. (Идея же "театр на самофинансировании", по мнению Г. А. Чихачёва, глупая, вредная и опасная идея.) Московский музыкальный театр занимает здание бывшего кинотеатра и располагается не в центральной части столицы, а в районе с преимущественно пролетарским населением. С первого дня работы театра выкристаллизовался его основополагающий принцип, своего рода творческое кредо: в афише не должно быть повторных названий, т. е. композиторы создают оригинальный репертуар только для Московского музыкального театра на основе очень хорошей, преимущественно русской драматургии. Все спектакли (кроме 3-х постановок) ставит один режиссер – Геннадий Чихачёв! И это принципиально! Режиссер не позволяет артистам работать в половину силы или голоса даже на репетициях. И это тоже принципиально!
Как утверждает Г. А. Чихачёв, в театре может быть только диктатура и только одного человека. Сам он занимается и бухгалтерией, и постановочной частью, и проблемами, которые в других театрах обычно решает дирижер. Имея режиссерское и филологическое образование, Г. А. Чихачёв работает и с драматургами. Все идеи спектаклей принадлежат режиссеру (художественного совета в театре нет).
В репертуаре театра 21 название. Среди постановок – трилогия по А. Н. Островскому – оперетта "Без вины виноватые", музыкальная комедия "Женитьба Бальзаминова" и мюзикл "Бесприданница" А. Кулыгина; дилогия по мотивам русских былин – мюзикл "Садко и морская царевна" и мюзикл-фэнтези "Три богатыря" В. Качесова; мюзикл по роману А. Беляева "Человек-амфибия" В. Семёнова; мюзикл по мотивам романа Э. Р. Берроуза "Тарзан" В. Качесова; мюзикл-притча по роману Ч. Айтматова "Плаха" А. Кулыгина; мюзикл по роману Л. Толстого "Анна Каренина" М. Самойлова и др. В процессе работы Г. А. Чихачёв с композитором А. Журбиным над мюзиклом "Униженные и оскорбленные" по роману Ф. М. Достоевского возникло название "русский мюзикл" как мюзикл отечественного композитора, созданный на основе хорошей отечественной литературы. Это название прижилось в музыкально-театральной среде и сегодня активно используется.
Творческая часть театра включает 90 человек, 45 человек составляют малый симфонический оркестр. В труппе 7 заслуженных артистов, 35 солистов-вокалистов, есть небольшой хор и балет. Артисты хора умеют танцевать и играть на сцене, артисты балета также умеют играть на сцене и, кроме того, петь. По словам Г. А. Чихачёва, универсальных артистов, которые необходимы театру, сегодня в России не готовят. А коль уж российские театральные деятели и зрители заинтересовалась мюзиклом, то необходимо профессионально готовить соответствующего артиста. Следует подчеркнуть, что свою работу Московский государственный музыкальный театр начинал с качественных профессиональных спектаклей для детей. В таких постановках всегда есть два смысловых пласта: первый, читаемый детьми, и второй, читаемый взрослыми. Поэтому спектакли интересны зрителям всех возрастов. Театр "выращивает" своего зрителя, начиная с трехлетнего возраста, предлагая спектакли "Теремок", "Репка" и т.п. Такая работа приносит свои плоды, и сегодня среди зрителей музыкального театра – уже три поколения!
Цены на билеты детских спектаклей – 2.200 рублей (почти 50 евро), что значительно дороже, чем цены билетов "взрослых" спектаклей. Для определенных категорий зрителей предлагаются входные билеты (и в таком случае работает незыблемое правило театра: если человек пришел на спектакль один раз, то он обязательно придет и другой). В театре выпускается по 2 спектакля в год: один для взрослых, и один для детей. Причем значительную часть прибыли приносят именно детские спектакли. Всего в месяц показываются 25–28 спектаклей.
Посещаемость театра – 122 %! На 140 мест приходится по 200 зрителей. Репертуар театра обычно составляется на полгода вперед, и билеты сразу же пускаются в продажу.
По финансовым причинам театрам сегодня сложно выехать на гастроли, и это возможно только через дополнительное финансирование. А человека с фамилией "Спонсор", как утверждает Г. А. Чихачёв, он до сих пор живьем не видел.

А. Е. Петрович
 отметил, что ведутся переговоры с Московским государственным музыкальным театром под руководством Геннадия Чихачёва о гастролях на белорусской сцене.

Н. С. Зыкова
 рассказала о деятельности Ассоциации музыкальных театров России, созданной в 2004 г. по инициативе Ю. Александрова и призванной помочь театрам решать насущные проблемы. Например, существует проект о предоставлении рядом московских театров (на льготных условиях или бесплатно) площадей для гастролей провинциальных театров. Кроме того, ассоциация выступила инициатором проведения всероссийского фестиваля «Панорама музыкальных театров». Появились предложения о совместных постановках российских театров, что могло бы работать на увеличение общего количества постановок и расширение репертуара.
Завершая работу круглого стола директоров, А. Е. Петрович отметил, что в более чем двухчасовом разговоре были затронуты основные проблемы музыкальных театров, пожелал всем присутствующим дальнейших успехов в их деятельности.


тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: