Главная \ Пресса \ Старая сказка на новый лад, или Почему любовь и красота не выходят из моды (1993 г., Вечерний Минск)
« Назад

СТАРАЯ СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД,
или Почему любовь и красота не выходят из моды

Почти год назад театр музкомедии показал свой первый балетный спектакль. Уже тогда возникла идея создания нового хореографического коллектива, но в ее осуществление мало кто верил. И вот на афишах музкомедии появилось новое название "Минск-балет", который подготовил первую премьеру сезона – "Шехерезада". Впрочем, для тех, кто следит за новостями театральной жизни, это не было неожиданностью. Театр музыкальной комедии давно думает о расширении своего творческого диапазона. И атмосфера, которая сегодня царит здесь, способствует тому, что самые смелые замыслы быстро воплощаются в жизнь.

Коллектив, будто почувствовав свою силу, ставит перед собой одну задачу сложнее другой. Видимо, чтобы сразу исключить возможность снисходительного отношения к "легкому" жанру: мол, что с оперетты спросишь? Вот и сейчас для постановки было выбрано не какое-то давно известное произведение, которое у всех "на слуху", а симфоническая поэма Римского-Корсакова "Шехерезада". Прекрасная музыка по мотивам сказок "Тысячи и одной ночи" в балетном театре встречалась не часто. А молодой балет музкомедии обратился именно к ней. Потому что здесь есть возможность сказать свое слово, потому что любовь и верность, противостояние добра и зла – темы, которые никогда не выходят из моды.

Ставить этот спектакль должен был мастер, который свободен от груза традиций, который не боится поиска и даже риска. Такого своего единомышленника главный балетмейстер театра Нина Дьяченко нашла в Большом театре России. Это известная в прошлом балерина Лариса Трембовельская. Сама написав либретто, она сделала все, чтобы прекрасная сказка ожила на сцене. Чтобы тронула нас своей верой в торжество добра и любви.

И действительно, старая сказка на сцене прозвучала сегодня весьма актуально – благодаря оригинальной современной хореографии, чуткому отношению постановщиков к музыке. И еще потому, что создавал ее коллектив людей увлеченных. Это и балетмейстер-постановщик Лариса Трембовельская, и дирижер Анатолий Лапунов, и художник Лев Солодовников. И, конечно, художественный руководитель театра и его директор Сергей Костин.

... Стоило увидеть великолепие восточных дворцов – как мы перенеслись в далекие времена, когда Шехерезада ночь за ночью развлекала Шахрияра своими рассказами. Она снова и снова появляется на сцене, чуть загадочная юная сказительница (Л. Киселева), чтобы увести нас в сад любви, туда, где Синдбад (О. Корзенков) борется с Джинном (К. Кузнецов) за прекрасную Царевну (Т. Ероховец). Молодые артисты покоряют зрителей своим обаянием, своей одержимостью настолько, что уже не думаешь о технике.

Кстати, не только героям спектакля, но и его создателям пришлось бороться с "силами зла", которые старались помешать премьере. Так, художник Л. Солодовников не смог приехать в Минск в назначенное время, потому что в Москве в дни октябрьского путча под выстрелами невозможно было добраться до Белорусского вокзала. И уж совсем под угрозой оказался выход спектакля, когда за неделю до премьеры главный исполнитель Игорь Молчан отказался танцевать: у него изменились планы. Но, как и положено в сказке, чудо свершилось. Н. Дьяченко позвонила в Москву, где в "Балете Кремля" танцует Олег Корзенков. Он раньше жил в Минске, а театр музкомедии для него – почти как дом родной: здесь какое-то время работали его родители. Еще 10 октября танцовщик участвовал в творческом вечере Майи Плисецкой, а 15-го блестяще выступил на премьере в Минске. Никто не мог поверить, что репетировал он всего три дня.

То, что успех "Шехерезады" не случаен, подтвердила показанная в тот же вечер в первом отделении концертная программа. Открыла ее еще одна премьера – хореографическая миниатюра "Па-де-катр". Казалось, будто застывшая статуэтка вдруг ожила, и по сцене поплыли изящные грациозные фигурки. Эта ассоциация естественна – ведь композиция навеяна старинной гравюрой, запечатлевшей выступление четырех великих балерин: Марии Тальони, Карлотты Гризи, Фанни Черита и Люсиль Гран. Это было в середине прошлого века. А почти сто лет спустя английский хореограф Антон Долин оживил гравюру и поставил "Па-де-катр". На сцену нашей музкомедии миниатюру перенесла известная балерина Мариинского театра Ксения Тер-Степанова. Перенесла, сохранив главное, – красоту и благородство танца, поз, движений. И хотя молодые балерины Т. Ероховец, Ю. Дятко, Д. Лапковская, К. Семенова пока не достигли мастерства своих героинь, они создали своего рода гимн искусству красоты и грации.

В этот вечер были исполнены также фрагменты из разных балетов, каждый из которых запомнился своим стилем, своим рисунком хореографии, особым настроением. И тут артисты смогли сказать свое слово, доказать, что им под силу не только канканы в опереточных спектаклях.

Итак, премьера балета состоялась, причем точно в назначенный срок. Сделан еще один – и очень важный – шаг к цели: теперь уже можно с уверенностью сказать "Минск-балет" создан. Остается пожелать, чтобы у него было свое направление, свое лицо. Для этого есть все возможности, что подтвердила "Шехерезада".


Галина ЦВЕТКОВА.
Вечерний Минск. – 1993. – 20 окт. – С. 3.