Главная \ Пресса \ Театральная история (Ольга Жарина, "Минский курьер", 1.02.2013)
« Назад

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

13-26a Как проектировали и строили здание Музыкального театра, рассказывает один из авторов проекта архитектор Оксана Ткачук

Оксана Ткачук закончила архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Всероссийской академии художеств в Ленинграде. Вся творческая жизнь связана с Минском, где по ее проектам были построены ресторан "Журавинка" (ныне от старого здания остались лишь контуры и двухэтажный объем), Дворец культуры тонкосуконного комбината на улице Матусевича, комплекс жилых домов на Старовиленском тракте и улице Притыцкого, учебный корпус и общежитие института народного хозяйства (ныне БГЭУ) на Ванеева. Занималась реконструкцией домов на улице Комсомольской.

В 70-е годы прошлого столетия в городе решили построить театр музыкальной комедии. Проект поручили делать минским зодчим. Для того времени это было необычно, потому что в СССР существовали целых два института "Гипротеатр", выполнявших подобные заказы для всей страны. Еще одной особенностью стало то, что фактически это был первый современный объект после монументального оперного и классического ТЮЗа. Ведь театр имени Янки Купалы размещался в историческом здании, а русский — в перестроенной синагоге.

Тут же появилась возможность построить новое, максимально функциональное сооружение.

— Проект назвали реконструкцией, потому что составной частью театра должен был стать находившийся на этом месте небольшой клуб тонкосуконного комбината, — рассказывает Оксана Федоровна. — Он остался, превратившись в административную часть нового комплекса, кассовый вестибюль и зрительское фойе необычной полукруглой формы. Мы запроектировали зал на 500 мест, большую сцену с двумя "карманами" и специальным "задником" для хранения декораций, репетиционный зал, необходимые служебные помещения.

В "Минскпроекте", где работала Оксана Ткачук, не было специалистов по акустике, пришлось обращаться за помощью в профильное учреждение в Ленинграде, где сделали нужные расчеты. Именно они стали решающими для выбора формы зала.

Во время проектирования у архитекторов возник вопрос: где лучше сделать главный вход? Ведь театр прописался между трех улиц. Со стороны площади Богушевича была транспортная развязка, люди в основном транзитом проезжали это место. Поэтому предпочтение отдали улице Мясникова, где находился сквер. Решили, что так здание будет обращено к центру города. Подобное месторасположение обязывало сделать объект привлекательным со всех сторон, ведь у него практически не было тыльной стороны. Здание получилось сложной конфигурации. Кстати, со стороны площади Богушевича прямо у стен театра в свое время росло старое дерево. Даже без листьев, засыхая, оно украшало своим необычным видом облик Музыкального.

— Мы пытались сохранить все деревья, боролись даже за это, наполовину засохшее, — вспоминает Оксана Федоровна.

Архитекторам пришлось поломать голову и над отделкой фасада. Штукатурить здание не хотелось, это упростило бы его внешний вид. Чтобы придать ему выразительность, стены облицевали белым известняком. Правда, теперь его периодически надо чистить, чтобы поддерживать в должном виде.

Тщательно продумывались интерьеры храма Мельпомены. В те времена не было такого выбора отделочных материалов и подручных средств, поэтому приходилось выкручиваться, многие вещи делать буквально вручную. Например, особые стеклянные детали люстр, которые и по сей день украшают фойе и зрительный зал, заказывали на заводе в Риге, а собирали уже в Минске.

— Правда, позже директор театра без согласования с нами добавил декора, повесив дополнительно обычные бытовые светильники "под хрусталь", — смеется автор проекта.

Что было здорово — в советские времена в проект закладывалась определенная сумма на художественные работы. Именно потому появилась возможность украсить центральный вход скульптурной композицией, установили изваяния и на фонтане в сквере.

По тем временам Музыкальный, построенный в 1981-м, стал самым просторным театром города после оперного. Позже дирекция все же просила достроить еще небольшой объем либо сделать отдельно малую сцену. Но это осталось лишь в мечтах.

Проект Музыкального театра появился в 1975 году, а в 1976-м Оксане Ткачук присвоили звание заслуженного архитектора Беларуси. Видимо, на такое решение повлияла и эта последняя работа. Оксане Федоровне довелось приложить руку и к дому нынешнего Нового драматического театра. В свое время труппу разместили в бывшем кинотеатре "Родина", который позже решили реконструировать, чтобы приспособить под новую функцию. Один из двух бывших кинозалов оставили как зрительный, другой превратили в репетиционный. Пристроили новую 3-этажную часть для служебных помещений, сделали "карманы" для декораций, а перед главным входом соорудили новый портал, который полностью изменил облик фасада, придав ему парадности. В обновленном виде здание предстало в 2006 году.

Недавно к архитектору приезжали специалисты из Вены, которые пишут книгу о современной европейской архитектуре. Среди других работ Ткачук они интересовались и зданием театра, делали его фотографии, расспрашивали об истории создания.

Ольга ЖАРИНА.
Минский курьер. – 2013. – 1 февр. – С. 10.