Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Виртуозы переодевания (2011 г., Рэспубліка)

Виртуозы переодевания (2011 г., Рэспубліка)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
Опрос
Вы уже видели премьеру оперетты "Прекрасная Елена"? Как впечатления?
« Назад

ВИРТУОЗЫ ПЕРЕОДЕВАНИЯ

press2011-05aОт быстроты действий костюмеров напрямую зависит успех спектакля

…Волнующее ожидание охватило закулисье и зрительный зал Белорусского государственного академического музыкального театра. Исполнительница главной роли в балете "Испанские миниатюры" готовится к выходу. Наряд ей меняют в четыре руки. Счет идет на секунды. Их ровно 15. Не успеть — значит сорвать спектакль… Зачастую зрители даже не замечают этих секунд. И не задумываются над тем, что за кулисами дежурят костюмеры, от быстроты действий которых напрямую зависит успех любого представления.


— В переводе с французского костюмер — это художник, — рассказывает Галина Сердюкова, начальник костюмерного цеха Белорусского государственного академического музыкального театра. — Несмотря на то, что эскизы костюмов создают художники по костюмам, а в швейном цеху рисунки воплощаются в реальность, творчества в работе костюмера тоже достаточно. К нам обязательно приносят готовые эскизы, согласно которым одеваем актеров. Но мы вправе дополнить образ мелкими, но порой очень важными деталями. Мы можем составить комплект из костюмов, которые не задействованы в представлении. Иначе говоря, художники и швеи помогают костюму появиться на свет, а мы, костюмеры, помогаем ему жить.

Кстати, костюмы живут довольно долго. В репертуаре театра уже 40 лет действует спектакль под названием "Ночь в Венеции", для которого не так давно закончили обновление костюмов. Если же спектакль все-таки выходит из репертуара, костюмы переходят в любительские труппы. Но ни одна вещь не распарывается и не выбрасывается. Ведь случается так, что из нескольких прежних костюмов можно составить новый образ.

Трудно представить размеры помещения, в котором могут уместиться несколько сотен разнообразных вещей и аксессуаров. Так, для премьерного балета "12 стульев" использовалось 186 единиц одежды, 44 пары обуви и 52 головных убора, а в "Голубой камее" — 108 пар обуви, 33 головных убора и около 200 костюмов.

— Перед каждым спектаклем костюмы должны быть в идеальном состоянии: постираны, выглажены, отремонтированы, укомплектованы и разнесены по гримеркам, — поясняет Галина Никифоровна. — Так, неделю до премьеры "12 стульев" мы работали вместе с актерами по 12 часов без выходных. Утром шли репетиции, а по вечерам театр давал спектакли. И мы всегда должны быть рядом. Во время репетиции часто подгоняем костюмы по фигуре, бывает, что и ремонтируем. А на спектаклях мы стоим за кулисами и помогаем актерам переодеваться.

Коллектив костюмерного цеха небольшой, здесь работают 8 костюмеров, ремонтница, вязальщица, сапожница и машинист по стирке белья. Престиж театра, успех артистов и восторг зрителей буквально находятся в их руках.

Судите сами: за время балета "12 стульев" происходит 15 переодеваний, где максимальное время на них — 5 минут. Причем помочь переодеться нужно сразу нескольким актерам. Такая виртуозная работа исполняется одним, в отдельных случаях двумя-тремя костюмерами. Им приходится справляться с самыми разными видами застежек: кнопками, крючками, липучками, молниями, пуговицами, шнуровками… Конечно, с последними двумя работы гораздо больше. Но опытным рукам костюмера покоряются даже ряды пуговиц и корсетные шнуровки. 
— Практически всегда мы работаем за кулисами вместе с гримерами, — рассказывает Галина Никифоровна. — Они трудятся над прической и гримом, а мы быстро одеваем актера. Мешать друг другу нельзя, это чревато провалом представления! Еще одно важное условие — делать быстро и без слов. У актера во время спектакля в голове исключительно роль и слова, которые он должен произнести в следующую минуту. Суфлеров у нас в театре нет, поэтому ни в коем случае актера нельзя, что называется, сбивать с мысли. 

Во внутренних помещениях театра есть специальная система громкой связи, через которую транслируется все, что происходит на сцене. Это крайне важно для нас, — пояснила Галина Никифоровна. — Мы вместе с актерами учим тексты ролей, чтобы знать, после какой фразы нужно сменить костюм. Постоянные репетиции этому запоминанию только способствуют. А радиотрансляция помогает ориентироваться уже во время спектакля. 

На мой вопрос о профессиональных качествах костюмера Галина Никифоровна ответила, не задумываясь: "Ответственность, терпение, доброжелательность и любовь к театру. Мы часто шутим, что костюмер актеру — как мама: всегда поддержит, успокоит и позаботится. Актеры — это люди с тонкой, ранимой душой. Кажется, что взрослый человек самостоятельно может бабочку завязать. А тут солист перед спектаклем приходит и с улыбкой просит помочь. И как отказать? А еще есть актеры, которые без благословения на сцену не выходят. И за этим тоже к нам идут. Да и когда уже на сцене выступают, бывает, бросят взгляд за кулисы, найдут нас и успокаиваются".

Хотя доля правды в шутке о материнстве все-таки есть. У костюмера Ирины Яцкевич в театре служит сын Евгений, который в балете "12 стульев" исполняет роль Остапа Бендера. Дочь Екатерины Гарунович, недавно окончив хореографическую школу, уже танцует в театре. А у Веры Митрофановой театр стал делом семейным. Солистами Большого театра были ее родители, солисткой балета в Белорусском государственном академическом музыкальном театре была и она. А после окончания танцевальной карьеры стала костюмером, обслуживает цех оркестра, где ее очень любят и ценят. Ольга Романова, в прошлом также солистка балета, сейчас служит ремонтницей. В прошлом ведущая солистка балета Виктория Маняти сейчас в качестве костюмера обслуживает балетный цех.

— Освоить профессию костюмера хотят многие. Большой зарплаты мы не получаем, к тому же всякая творческая работа сложна и ответственна. Конечно, некоторые быстро разочаровываются и уходят, — говорит Галина Никифоровна. — А остаются лишь те, кто горячо и искренне любит театр.

Елена ТИШЕВСКАЯ, студентка Института журналистики БГУ.
Фото Валерия ХАРЧЕНКО. 
Рэспубліка. – 2011. – 29 кастр. – С. 9.


На снимке: костюмер музтеатра Галина СЕРДЮКОВА.



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: belmustheatre@gmail.com
Мы в социальных сетях: