Главная \ Пресса \ Возвращение "Мефисто" (2010 г., Отдых)
« Назад

ВОЗВРАЩЕНИЕ "МЕФИСТО"

Говорят, нет лучшего способа вызвать реакцию зрителя, чем предложить ответить на вечные вопросы. Что для нас важнее: сиюминутные порывы нашей души или настоящая гармония, основанная на любви и доверии? Способны ли мы отличить искренние чувства от шаблонов, навязанных массовой культурой? Сколько стоит душа человека? Можно ли сравнивать ее ценность с могуществом власти и богатства, утратой индивидуальности и потерей любви? И как быть, если, единожды поддавшись соблазну, больше не можешь нащупать правильный путь в темноте искушений?.. Над этими и другими вопросами предложит задуматься премьерный спектакль Белорусского государственного академического музыкального театра под уже знакомым зрителю названием "Мефисто".

Новая сценическая версия балета "Мефисто" обещает стать знакомым незнакомцем для поклонников Музыкального театра. Ведь, несмотря на то, что спектакль заявлен как премьерный, в свое время он уже срывал гром оваций восторженной публики.

Впервые балет увидел свет 7 июля 2002 года. Тогда на сцене Музыкального театра зритель переживал за доктора Фа, отдавшего душу коварному Мефисто во имя любви. В образе Фа угадывался гетевский Фауст, перенесшийся через столетия в мир современных "ценностей". Выбрав любовь вместо вечной молодости, герой, как и его литературный прототип, обманулся. Его любимая Марго оказалась манекеном, подобным большинству своих современников, заключивших сделку с Мефисто. Продав душу, в манекен превращался и доктор Фа. Эта сюжетная линия ожила в руках композитора Владимира Кондрусевича, наполнившего ее эмоциями, подтекстом, и балетмейстера Владимира Иванова, вдохнувшего в пластику танца философский смысл. Все это подкупило зрителя, несколько сезонов приходящего в театр, чтобы снова пережить историю доктора Фа.

Но, к сожалению, судьбу театральной постановки решают не зрители и не вдохновленные постановщиками артисты, и полюбившийся "Мефисто" перестал появляться на сцене Музыкального. И вот сегодня театр с нетерпением ждет премьеры – на суд зрителя будет представлена новая сценическая версия балета. Как заявили в театре, эта премьера вполне закономерна. Во-первых, потому что вечная история борьбы Добра и Зла, созданная и воплощенная композитором Владимиром Кондрусевичем и балетмейстером Владимиром Ивановым, отсылает нас к классическим произведениям мировой художественной культуры. Спектакль в аллегорической форме вновь говорит о том, что волновало человечество во все времена. "Мефисто" предлагает определить свои жизненные приоритеты, понять, на что мы готовы пойти ради успеха, славы, богатства, власти…

Во-вторых, "Мефисто" – это один из тех балетов, которые были рождены в стенах Белорусского государственного академического музыкального театра. Комментируя актуальность возвращения спектакля на сцену Музыкального театра, Владимир Иванов отметил: "Я начну немножко издалека. Я пришел в театр вместе с Елизарьевым. В то время к нашему театру относились как к периферийному, среднему. С приходом Елизарьева полностью обновился репертуар Большого. В 1976 году выезжают на гастроли первые постановки – "Сотворение", "Кармен-сюита" – и производят полный фурор. Все наши танцовщики были звездами уже потому, что у нас был свой репертуар. Нас не с кем было сравнивать. Спектакли в нашем исполнении – это было эталонное исполнение. Поэтому я считаю, что в Музыкальном театре должен быть свой репертуар. Представьте, например, "Битлз" без их песен. Что это будет? Так и театр: каждый должен иметь свой репертуар. А "Мефисто" – это спектакль, который родился в этих стенах. И надо сказать, он получился удачным".

При этом постановщики спектакля отметили, что премьерный спектакль будет несколько отличаться от того, который зрители увидели в 2002 году. "Концепция спектакля изменилась. Полностью. Если в первой версии Мефисто-бизнесмен прилетает неизвестно откуда, чтобы кого-то соблазнить, то сейчас акцент делается не на образе конкретного персонажа, а на потусторонних силах, – рассказал Виталий Красноглазое, ставший настоящим открытием в роли Мефисто еще в первой премьере. – Добавили интригующий элемент какой-то чертовщинки. Юноша у нас уже не доктор, а просто юноша… Поменялась сценография. В основном в массовых сценах. Это совсем другое прочтение движений, я бы даже сказал -другой стиль хореографии. Если в плане хореографии первая постановка напоминала неоклассику, то нынешняя -это современный балет".

Надо сказать, что театр ждет премьеры с не меньшим нетерпением, чем его зрители. "Я как дирижер надеюсь, что с возобновлением балета "Мефисто" мы будем выезжать на гастроли. И наша труппа повезет не "Жизель" или "Дон Кихота", а "Мефисто" для того, чтобы показать нашу национальную музыку и танец, – отметил дирижер-постановщик "Мефисто" Николай Макаревич. – А что касается оркестра, то за почти двадцатилетнюю историю моего пребывания в театре сначала в качестве артиста оркестра, ныне как дирижера я не припомню, чтобы оркестр находился на таком высоком профессиональном уровне, как на сегодняшний день. С приходом нового руководства в театр – и это объективный факт – буквально за три месяца с апреля по июнь оркестр дважды сыграл венскую программу, была сыграна сложнейшая программа современной белорусской музыки (и не только современной, а и произведений композиторов XIX, XX, XXI веков). То есть оркестр за почти сорокалетнюю историю театра вообще никогда не играл такой музыки. Буквально в стык прошла программа Анисимова, где была сыграна абсолютно полярная музыка и представлена абсолютно другая стилистика. Сразу же после Анисимова оркестр вновь включился в "Сказки Венского леса". При этом никто текущий репертуар не снимал: все спектакли, которые были заявлены в репертуаре, обслуживались. Сейчас "Мефисто", после выхода из отпуска – "Чикаго". Все это действительно заставляет музыкантов постоянно совершенствоваться. Люди хотят играть. И самое главное, что им дали эту возможность. Подобные идеи были и раньше. Я, например, давно вынашивал идею сыграть белорусскую программу, потому что, на мой взгляд, это очень интересно. Я считаю, что на постсоветском пространстве наша белорусская композиторская школа на сегодняшний день составляет самое сильное зерно, потому что наши композиторы не кинулись в шоу-бизнес и тому подобное. Живы традиции Глебова, Богатырева – можно перечислять массу фамилий. Прежнее руководство не находило отклика на мои предложения, у них была масса причин, чтобы возразить, не согласиться со мной. Поэтому я счастлив, что сегодня действительно оркестр может играть. А оркестру нужно играть. Просто как воздух. Такие концертные программы (не хочу обидеть жанр оперетты) технически очень сложны. Даже если сопоставить балет "Мефисто" и любую классическую оперетту – это небо и земля по технике исполнения. Поэтому на сегодняшний день за всю историю театра, наверное, такого просто не было. Никогда оркестр не играл Вивальди. Никогда оркестр не играл Дюка. Это абсолютно новый этап. При этом я не могу сказать, что все так хорошо и оркестру некуда развиваться. Всегда есть куда развиваться, но я убежден, что, если сопоставить уровень нашего оркестра опять-таки с уровнем театров постсоветского пространства, сегодня не стыдно говорить о каких-то гастролях. Сегодня не стыдно будет поехать куда-нибудь с нашими постановками, и оркестр сможет конкурировать со многими оркестрами музыкальных театров, а может быть, и не только музыкальных театров".

Таково мнение создателей новой сценической версии "Мефисто", а насколько она интереснее прежней – судить зрителю, который придет на премьеру для того, чтобы встретить долгожданное возвращение любимого спектакля.

Наталья МИКУЛИК.
Отдых. – 2010. – 24 июня. – С. 14.