Главная \ Пресса \ Полюбите "Эвридику" (2004 г., Белорусская деловая газета)
« Назад

ПОЛЮБИТЕ "ЭВРИДИКУ"

Новый спектакль "Орфей и Эвридика" Белорусского государственного музыкального театра обещал быть гвоздем сезона. И стал. Потому что действительно вначале появился он, а уж следом на него и весь сезон "повесили". Сколько сезонов этот "гвоздь" на себе удержит, посмотрим. Но, думаю, много.

Первая советская рок-опера появилась из-под пера Александра Журбина без малого 30 лет назад и по политическим соображениям была скромно переименована тогда в зонг-оперу. Так что если вы любите рок, то "Орфей" – для вас. Нужное число децибел вам обеспечено, правда, намного меньшее, чем на рок-концертах, но все же чуть большее, чем на музкомедиях.

А ваша жена, говорите, любит балет? Да еще классический, на котором вы засыпаете? Тогда возьмите ее с собой на тот же спектакль в тот же театр. Потому что балетная неоклассика ей обеспечена. Правда, без пуантов, но со всем набором традиционных экзерсисов.

А ваша теща, помнится, предпочитает оперетту? Говорит, ей там платья на артистках нравятся? Покупайте билет и для нее. Увидите, она будет довольна.

Но если вдруг за вами увяжется ваш малолетний отпрыск, прельщенный древнегреческим мифом из школьной программы и загадочным жанром, поименованным "рок-опера-балет", вы пропали. Безгрешное дитя может начать задавать вам вопросы, на которые вы, к своему ужасу, не найдете ответов. Например, почему победил Орфей, если другие были не хуже? Или зачем Орфей танцует с другим дядей (интересно, как вы ему объясните, что это Птица-любовь?), пока две бедняги Эвридики (одна – рыдающая в пении, а другая – в пластике) горестно на это взирают? Не получив от вас ответы на такие простые вопросы, он может сам начать отвечать на другие. И, поскучав, к концу спектакля радостно сообщит вам, что теперь ему понятно, откуда для выступления Егора Волчека на детском "Евровидении" родилась идея совместить песенную эстраду с балетной классикой. И что Орфей на самом деле расшифровывается как "ор фей". А Эвридика – как "э-э-э, ври, иди-ка!".

Создатели спектакля вряд ли именно это имели в виду. Они вряд ли вообще что-либо имели в виду – просто поставили балет, да и все. Поставили на музыку рок-оперы, исполняемую живьем. И стоит он достаточно прочно благодаря артистам. Да еще и аранжировку новую наш Лев Карпенко сделал. Эх, такую б энергию, да в мирных целях.

Вот те же Радзивиллы тоже у себя в театре ни денег, ни артистов не жалели, всякий импорт ставили. Но не second hand, а самое что ни есть ноу-хау. В принципе мы могли бы это ноу-хау сделать сами. Ведь оперой-балетом всегда называли спектакль, где эти жанры выступали по очереди: часть оперы – часть балета и т.д. А у нас они вместе! Да еще на разных этажах: солистов-вокалистов вверх отправили, чтобы они под ногами у танцоров не мешались, подножки им не ставили. Чем не суперсовременное совмещение кадров? Тут столько всего можно напридумывать! Например, поющие (пусть и без гитар) – это герои в реальности, а танцующие (пусть иногда и без Эвридики) – это они же в Элизиуме теней. Или это их души. Или еще что-нибудь! Но для этого, увы, придется весь постановочный процесс начинать сначала…

Что же остается артистам и зрителям? Выход подсказан самим текстом спектакля – "полюбить Эвридику". Какую есть – хоть и не совсем родную (постановочную группу приглашали из России), а удочеренную.

Евгений БОЛДИН.
Белорусская деловая газета. – 2004. – 3 дек.