« Назад
БЛИСТАТЕЛЬНАЯ АВРОРА И ФЕИ
Торжественная атмосфера праздника, гениальной музыки Петра Ильича Чайковского, светлой сказки и волшебства царила в тот вечер на сцене, в партере и даже в роскошном, сверкающем после ремонта зеркалами фойе Белорусского государственного музыкального театра. Искушенный зритель – ведь на премьерах в основном присутствуют одни театралы – слегка волновался, ожидая встречи с прекрасной музыкой в гармонии с классическим балетом.
В столичном музыкальном театре под руководством заслуженного артиста Беларуси Алексея Исаева состоялась очередная премьера сезона – балет-феерия "Сказка о спящей принцессе". В основу нового спектакля лег знаменитый балет П.И. Чайковского "Спящая красавица", свою сценическую редакцию и постановку которого осуществила главный балетмейстер театра заслуженная артистка России Нина Дьяченко.
– Идея этого спектакля родилась у нас, – говорит Нина Николаевна, – от желания отметить 165-летие со дня рождения П.И. Чайковского.
Оперетт великий композитор не писал, и мы выбрали его солнечный, волшебный балет, где добро побеждает зло.
Нынешняя премьера необычна еще и тем, что этот спектакль раньше, чем столичному зрителю, показали на гастролях в Германии и Швейцарии, куда была приглашена балетная труппа Белорусского государственного музыкального театра. И, как сказал его главный дирижер Александр Сосновский, "все десять наших представлений за рубежом прошли с аншлагом. "Сказку о спящей принцессе" в постановке нашей балетной труппы тепло принимала немало повидавшая публика в Германии и Швейцарии. Положительными были и отзывы в местной прессе о наших гастролях".
– Конечно, осуществить полную постановку четырехактного балета в хореографии Мариуса Петипа, – отмечает главный балетмейстер театра Нина Дьяченко, – нам было не под силу. Для этого необходима очень большая балетная труппа. Было принято решение поставить двухактный спектакль. В пользу новой сценической версии говорило и то, что ныне и зритель иной: масштабные спектакли на четыре часа действия для него утомительны. Сейчас такие представления почти не ставят.
Так появилась "Сказка о спящей принцессе" на музыку балета "Спящая красавица", где сохранена блестящая хореография М. Петипа. Убрав из сценической редакции малозначимые для целостности сюжета массовые сцены, но оставив при этом все хореографические шедевры этого балета – сольные партии феи Сирени, злой феи Карабосс и добрых фей Резвости, Нежности, Щедрости, Смелости, балетмейстер Нина Дьяченко создала целостный, но более камерный, очаровательный спектакль-сказку. Вдобавок артистам балета была предоставлена не столь уж частая по нынешним временам возможность танцевать балетную классику.
– Классика – наш родной язык, и такие постановки наряду с современными обязательно должны быть в репертуаре, – считает главный балетмейстер Белорусского музыкального театра.
В нем, добавим, сформировался свой зритель, есть свои постоянные почитатели. К радости столичной публики, которая очень тепло приняла новую работу театра, в Белорусском музыкальном есть не только интересный репертуар – здесь работает удивительный хореограф и педагог. Нина Николаевна Дьяченко из года в год воспитывает танцовщиков и шлифует в них школу, стиль, индивидуальность, манеру танца – всем этим можно восхищаться и гордиться. Подтверждение тому и удачные гастроли труппы за рубежом.
В спектакле "Сказка о спящей принцессе" заняты большинство артистов балета музыкального театра, в их числе – лауреаты международных конкурсов Рина Ивакири, Константин Кузнецов, артисты Майя Янсон, Григорий Круковский, Наталья Ковш, Елена Палагута, Ольга Лядская, Оксана Семенова, Татьяна Ермолаева. Блистательная принцесса Аврора в исполнении Рины Ивакири пленяет сво¬ей утонченностью, нежностью, особым стилем. Стилистика "Спящей красави¬цы" очень трудна, но обаятельная Рина Ивакири сумела постичь этот стиль и владеет им безукоризненно.
В классической гармонии сольных балетных партий всех фей зрителю открывается светлый, пронзительно-волшебный, прекрасный и добрый мир музыки П.И. Чайковского и непревзой¬денной хореографии М. Петипа. Нельзя не заметить, с каким вдохновением тан¬цуют артисты балета, как они незримо берут зрителя в плен, воочию вводят нас сцена за сценой в дивную сказку, где царят праздник, красота и правят бал удивительно нежные феи и цветы. И даже злая фея Карабосс в ярком, темпераментном исполнении Майи Ян¬сон стала украшением спектакля.
"Сказка о спящей принцессе" оказа¬лась весьма удачным дебютом в ба¬летном спектакле и для художника по костюмам Елены Пашкевич, которая до этого работала в драматическом те¬атре. Яркие, воздушные характерные костюмы героев сказки, празднично и нарядно "одетая" сцена (декорации созданы художником-постановщиком заслуженным деятелем культуры Бе¬ларуси Евгением Жданом) украсили все сказочное действо. Можно смело утверждать, что в репертуарной палит¬ре музыкального театра появился еще один чудный, колоритный спектакль.
Светлана СИМОНОВА. Белорусская военная газета. Во славу Родины. – 2005. – 7 июня.
|