Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Чардаш для летучей мыши (2002 г., Переходный возраст)

Чардаш для летучей мыши (2002 г., Переходный возраст)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ЧАРДАШ ДЛЯ ЛЕТУЧЕЙ МЫШИ

Обычные мыши петь не умеют. У них получается лишь пищать. Но если это Летучая мышь (а под ее маской скрывается лицо молодой красивой женщины), то картина меняется. "Мышь" начинает петь под музыку Штрауса. А мы – смотреть спектакль "Летучая мышь" в Белорусском государственном музыкальном театре.

Многие зрители знают этот театр под прежним названием – Театр музыкальной комедии. Так вот, в нем "Летучую мышь" с успехом показывали с начала 80-х и до конца 90-х годов. За столько лет истрепались декорации, костюмы, да и многие актеры забыли первоначальный режиссерский рисунок спектакля. Поэтому "Летучую мышь" сняли с репертуара...

Но разве можно себе представить театр оперетты без этого произведения Иоганна Штрауса? Заскучали без "Мыши" не только актеры, но и зрители. Новый директор театра, певец и актер Алексей Исаев, прислушался к настроению общества и запустил механизм восстановления спектакля. "Летучая мышь" – его первая премьера на директорском посту. Засияли свежими красками декорации, зашуршали хлопком и нейлоном новые костюмы. Но, прежде чем откроется занавес и Генрих Айзенштейн со своей женой Розалиндой пустятся играть в "кошки-мышки", из оркестровой ямы показывается голова дирижера.

Мы видим за пультом народного артиста России Г. Проваторова. Оркестр окунает нас в журчание "весенней", жизнерадостной музыки Штрауса. Дирижер то подпрыгивает, то приседает, то пытается дотянуться тонкой палочкой до самого отдаленного инструмента в оркестре, то, как еж, сжимается в комок, "прячется в себя"...

"Никогда не буду жениться!" – заявляют многие школьники. Семейная жизнь представляется им непосильной ношей. Пьеса А. Мельяка и Л. Галеви "Часы с боем", по мотивам которой написано либретто для "Летучей мыши", доказывает обратное. Тяжелая "ноша" тоже может быть приятной. Ведь недаром Бог сотворил мужчину и женщину...

Тяжело жить вместе... Со временем муж и жена начинают разговаривать на "разных языках". Розалинда (артистка Л. Станевич) хочет, чтобы ее Генрих (артист В. Баженов) никогда не уходил из дому. А Генрих любит охотиться, любит побыть в веселой компании. Как же мужу и жене вспомнить молодость, чтобы снова... влюбиться друг в друга?

Помогает случай. Однажды Генрих попадает в неприятную ситуацию. Во время охоты он нарушил закон, и за это его отдают под суд. Мы видим уверенного в себе, строгого хозяина дома чуть ли не в слезах! Надо ехать в тюрьму. На выручку приходит его друг Фальк (артист Э. Мартынюк). С помощью остроумной выдумки он умудряется отправить друга вместо тюрьмы на... бал-маскарад.

Но Розалинда об этом не знает. Настроение у нее тоже "не ахти". Чтобы развеять грусть, она надевает черное платье "летучей мыши" и отправляется туда же. В тайне от Розалинды на бал спешит и ее служанка, легкая на подъем Адель (артистка В. Петлицкая). Кстати, исполнительница роли Адели и режиссер восстановления спектакля – одно лицо. Именно под руководством актрисы обновилась постановка.

Главный герой оперетты Генрих на балу обращает внимание на даму в маске. Он чувствует "родство душ", и, когда они начинают разговаривать, возникает ощущение, что с этой таинственной незнакомкой он уже когда-то виделся! Грусть отступает. Появляется надежда на лучшее: в конце концов, и тюрьма может показаться сказочным дворцом, если сердце согревается любовью. Генрих влюбляется как мальчишка.

Нет предела его удивлению, когда Летучая мышь снимает маску. Айзенштейн понимает, как же он был глуп, когда не ценил свою собственную жену!

Радуется и служанка Адель. Она счастлива не только потому, что ее господа нашли общий язык, но и по другой причине. На балу в нее влюбился Фальк, друг Генриха!.. И, будучи директором театра, он в конце концов возьмет Адель в свою труппу!

Иоганн Штраус жил в XIX веке, и для своего времени он был новатором театра. Если раньше оперетты сочинялись большей частью для развлечения публики, то Штраус показал пример спектакля, который одновременно развлекает и поучает. "Летучая мышь" дарит нам не только красивую музыку, но и добрый урок. Мы тоже должны ценить своих близких и стремиться всю жизнь быть жизнерадостными и молодыми.

Андрей АХМЕТШИН.
Переходный возраст. – 2002. – № 5 (февр.).



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: