« НазадДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬЛето – благоприятная пора для путешествий. Вот и артисты белорусских театров потихоньку пакуют чемоданы, собираются на гастроли. Гастроли – радостное событие для труппы. Это и хороший способ пополнить казну театра, и завязать знакомство с принимающей стороной с целью дальнейшего сотрудничества. Впрочем, артисты Белорусского государственного академического музыкального театра помнят те времена, когда на гастроли ехать было страшновато… Июнь 1986 года… Прошло всего два месяца после аварии на Чернобыльской АЭС. Труппа Музыкального театра – на гастролях в Киеве. Сверху поступило предложение выступить в зоне отчуждения для специалистов, занимавшихся ликвидацией последствий аварии. Коллектив театра долго не раздумывал – в нескольких километрах от АЭС дал два концерта. С той поры прошло 25 лет. В труппе Музыкального театра осталось уже не так много артистов, которые могут поделиться воспоминаниями о той памятной поездке. Среди них – директор балета Белорусского государственного академического музыкального театра Владислав Козинец, народная артистка Беларуси Наталия Гайда, заслуженный артист Республики Беларусь Василий Сердюков. – О взрыве на Чернобыльской АЭС мы узнали в начале мая 1986 года, – поделился воспоминаниями Владислав Наумович. – Коллектив нашего театра тогда был на выездном концерте в Молодечно. Прекрасная солнечная погода. Тепло, зелено кругом! Когда возвращались в Минск, артистка Нина Ревинская даже предложила выйти из автобуса, чтобы нарвать цветов. У меня до сих сохранилось воспоминание о каких-то облаках странного серебристого цвета. Потом выпал неприятный, как сейчас помню, мелкий дождик, и я почувствовал какое-то беспокойство. На следующий день артисты узнали о взрыве на Чернобыльской АЭС. Газеты молчали, эту информацию коллектив Музыкального театра услышал по одной из иностранных радиостанций. В коротком информационном сообщении было сказано, что в Швеции зафиксированы радиоактивные осадки. Эта информация стала главной темой выпусков новостей европейских СМИ, тогда как жители постсоветского пространства и не подозревали о случившемся. Тогда же труппе поступило предложение о гастролях в Киеве – на целый месяц. После длительных раздумий труппа все же отправилась на гастроли. – На вокзале в Киеве было многолюдно, – продолжил рассказ Владислав Козинец. – Решил, что такой массовый отъезд как раз и был связан с событиями в Чернобыле. Поразил и тот факт, что в самом Киеве на улицах было мало людей, хотя на наших спектаклях залы были полными. Спектакли "Летучая мышь", "Бабий бунт", "Веселая вдова", "Сильва" публика принимала на ура. Работали спокойно, как будто ничего и не произошло. О том, что в стране что-то не так, напоминали лишь дозиметристы, которые находились в здании театра и время от времени замеряли уровень радиации. – На улицах Киева практически не было детей, – вспомнила Наталия Гайда. – Видимо, те, у кого была такая возможность, увозили из города дочерей и сыновей. Улицы украинской столицы ежедневно поливались водой, кругом висели таблички с предупреждением держаться подальше от зелени. Жизнь шла своим чередом, особой паники я не видела. Кстати, в тот год уродилась клубника. Ягоды продавали чуть ли не на каждом углу. Крупная, красивая, сочная! Ну как тут устоять?! Нас, конечно, предупредили, что ягоды покупать опасно. Долгое время придерживались этого совета, но однажды артисты не сдержались: купили клубники и поели вдоволь. Спустя несколько дней после начала гастролей от руководства поступила просьба съездить в Чернобыль и дать два концерта в санатории неподалеку от АЭС, где отдыхают ликвидаторы. Решение о том, ехать или нет, каждый артист принимал самостоятельно. Недолго раздумывали Наталия Гайда, Григорий Харик, Виктор Шевкалюк, Владислав Козинец и Галина Шиленкова. – Я никогда не забуду ту поездку, – вспоминает Владислав Наумович. – Тридцатикилометровая зона, откуда эвакуировали всех жителей, навсегда останется в моей памяти. Поразило обилие тяжелой техники, которая располагалась по обочинам дороги. Позже мы узнали, что эти тракторы и бульдозеры работали на блоке и от радиации вышли из строя. Эти горы радиоактивного металла эшелонами вывозили обратно и складировали где придется. Жутко было и от самой картины запустения. Покинутые деревни, качающиеся на ветру калитки, бездомные собаки, бродившие в поисках пищи. Чувствовалось, что едем по местам, где больше никто не живет и неизвестно, будет ли. …В санатории, где жили ликвидаторы, все ходили в масках и халатах. Артистам Музыкального театра ничего не предложили надеть из средств спецзащиты. Только предупредили, что по возвращении надо обязательно постирать одежду, а лучше всего – выбросить ее. В санатории артисты пробыли день и дали два концерта. В перерыве между выступлениями успели пообщаться со зрителями. Военные и ученые не распространялись о катастрофе. В нескольких словах специалисты достаточно сухо рассказали о том, что им приходилось делать на АЭС после взрыва. В свинцовых фартуках, перчатках, масках и тяжелых сапогах солдаты выбегали из-за укрытия, добегали до разрушенной стены реактора, хватали бетонные обломки и забрасывали в специальный контейнер. Сколько у них было таких забегов? Мало. Многих вскоре сразу комиссовали. – В тот день в Киеве я должна была играть в спектакле "Летучая мышь", – рассказала Наталия Гайда. – Попросила замениться и поехала к ликвидаторам. Прекрасно понимала, что в какой-то мере подобный поступок был легкомыслием. Просто на тот момент мне казалось, что по-другому поступить я не имею права… – Я и не предполагал, что доведется выступать перед ликвидаторами такой страшной аварии, – отметил Владислав Козинец. – Но этот эпизод своей жизни запомнил навсегда. Конечно, участники той поездки получили определенную дозу радиации, но проблем со здоровьем, насколько я знаю, впоследствии ни у кого не возникло. – В Киев мы возвращались с чувством выполненного долга, – призналась Наталия Викторовна. – Пожалуй, именно за время той поездки каждый артист осознал, что смысл нашей профессии и заключается в том, чтобы дарить людям радость. Белорусская военная газета. Во славу Родины. – 2011. – 25 июня. |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by