« Назад
"ДОРОТЕЮ" ПОКАЗАЛИ С ВИНОМ И ПОД ПАРОМ
Сергей Посохов отказался поднять рюмку за здоровье молодых, а Михаил Павлов впервые пришел на премьеру в качестве мэра…
В Белорусском государственном музыкальном театре (музкомедии) состоялась премьера спектакля Тихона Хренникова по пьесе Лопе де Вега "Доротея". Ожидалось, что приедет сам легендарный советский композитор. Но минский мэр стал премьером, и всем остальным чиновникам мэрии, которые клятвенно обещали организовать приезд автора, тут же стало, мягко говоря, не до Хренникова. Хотя во главе с новым мэром Павловым они дружно пришли на само представление.
Театр и его худрук Борис Лагода готовили спектакль в общей сложности четыре месяца. Что, по мнению самого худрука, очень долго. Обычно два месяца напряженных репетиций дают должный результат. Но только грипп этой зимой косил ряды артистов дважды.
Действие в "Доротее" развивается вокруг старой как мир истории – любовь и обстоятельства. Инесс любит Антонио. Он беден. И отец намерен выдать Инесс за старого, но богатого Мендосо. Дуэнья Доротея, конечно же, на стороне Инесс. Ну где вы видели дуэнью, которая не согласна увлечься чужими страстями! И в результате всех хитросплетений за богатого старца выходит Доротея. Все остальные счастливы, поскольку вышли замуж и женились по любви. А отец не сходит с ума лишь потому, что его сын выбрал в жены богатую и красивую Леонору.
Свежие декорации дома и сада, а также ночная сорочка из белоснежного атласа заставляют верить в то, что отец Инесс действительно богат.
Но эта же сорочка вводит в заблуждение – кажется, что в кои-то веки в Беларуси поставили дорогой спектакль. Хотя денег на постановку как всегда было примерно в десять раз меньше необходимого. Просто художнику по костюмам Ирине Шитиковой удалось сшить все платья из лоскутов и обрезков. Говорят, так принято в лучших театрах – шить новые костюмы к премьере.
Помню из детства – многие артисты в той же музкомедии в одних и тех же платьях появлялись в разных спектаклях. И мне не верилось, что они сеньоры.
Очень хороши и живописны в "Доротее" массовые сцены. Задействованы в них в основном монашки и монахи. Первые пускаются в разнузданные пляски, вторые во главе с падре Пабло пьют в свое удовольствие вино бочонок за бочонком… Скучно, ведь в монастырях все страсти человеческие бушуют за их каменными стенами.
Но, кстати, именно монахи вызвали определенное недовольство у чиновников из управления культуры мэрии. На следующий же день чиновники позвонили в театр: "Отксерьте нам кусок либретто, где монахи пьют… Это как-то… Пьют, под крестом…" С каких это времен номенклатура стала блюсти религиозную нравственность?
Было в спектакле и несколько приемов, которые вовлекали в действие зрителей. Когда отец Инесс с будущим зятем парились на сцене, зрителей стал окутывать пар. Так что даже несколько неприлично стало находиться в одежде, в то время как все – в простынях. А когда отец отдал приказание слугам выносить из подвалов лучшие вина для свадьбы дочери, в зал тут же вынесли поднос с водкой и карамельками. "Наверное, бутафория", – подумала публика и поначалу реагировала на угощение довольно вяло. Но потом пошла благая весть, и мужчина с середины ряда уже сам дергал слугу за фалды.
Женщины и дети брали с подноса лишь карамельки.
Помощнику президента Сергею Посохову дважды предлагали воспользоваться своим "географическим положением" в зале (Сергей Алексеевич сидел в середине зала, у самого прохода) и поднять рюмку за здоровье дочери почтенного господина. Сергей Алексеевич сопротивлялся. Причин может быть несколько: присутствие супруги, отсутствие достойной закуски, служебное положение и т. д… Но нам достоверно известно, что всем спиртным напиткам Сергей Посохов предпочитает красное французское вино "Божоле".
Но даже с недоработкой по "Божоле" спектакль удался. Об этом говорит не столько резюме приемной комиссии "хотели бы придраться, но не к чему", а радостное "ура!" актеров, которое раздалось со сцены, как только красочные декорации и костюмы скрыл занавес.
Впрочем, оперетты и не бывают скучными. Вернее, не должны быть таковыми. Но белорусская оперетта только в последнее время наконец заметно ожила и повеселела.
Ольга УЛЕВИЧ. "Комсомольская правда" в Белоруссии. – 2000. – 8 апр. – С. 5.
|