« НазадЭКСПЕРИМЕНТЫ АКАДЕМИКОВ ИЗ МИНСКАВ Смоленске продолжаются гастроли Белорусского государственного академического музыкального театра. Ценители прекрасного уже успели распробовать восхитительное музыкальное "меню" академиков из Минска. "Блюда", поверьте, действительно потрясают мастерством исполнения, свежестью и новизной. В программе гастролей представлены самые яркие работы, в которых действуют главные "игроки" театра: "Однажды в Чикаго", "Аршин мал алан" и "Кармен-сюита" – постановки, увидевшие свет в сентябре прошлого года и в январе нынешнего. Уважение вызывает и то обстоятельство, что выбор спектаклей не обусловлен "кассой"! Когда у художественного руководителя Белорусского государственного академического музыкального театра Адама Мурзича спросили, как родилась идея привезти такой большой коллектив в Смоленск, он лукаво улыбнулся: – Далеко не все, но очень многое базируется на личных знакомствах. Главный режиссер Смоленского драмтеатра, Виталий Барковский, мой однокашник. Только мы с ним в Иркутске в разных "колыбелях" раскачивались. Я учился в консерватории, а он – у замечательного педагога и актера Дмитрия Орлова. Так что осталось за малостью – навести мосты с Людмилой Судовской! Смоленск – это рядом, самый родной и близкий город, и мы решили, что потянем эту поездку, хоть и тяжело нам пришлось. Поверьте, нелегко поднять четыре фуры, пять автобусов! К тому же я переживаю за наших актеров, которым придется в последний день гастролей уезжать ночью, в плацкарте. Сложные для нас гастроли, но интересные. Дорожка-то проторенная. Не раз и не два мы в Смоленске были! Если мы продлим сотрудничество с вашим театром, а это наверняка случится, то в дальнейшем покажем в Смоленске мюзикл "Голубая камея", который весьма неоднозначно оценили в России. По признанию критиков (к сожалению, до Москвы мюзикл так и не дошел, мы показали "Камею" в Красноярске), это – сильнейшая постановка, которая интересна уже тем, что ее поставил талантливейший российский хореограф, балетмейстер и режиссер Николай Андросов. Все же, в отношении эксперимента мы несколько консервативны. В академическом театре вольность, которая допускается на Западе, непозволительна! Оригинальничаем только с современным материалом, от новаторства, зависящего от режиссуры, вкуса и от времени, художественного направления, не отказываемся, однако классическая оперетта в нашем исполнении остается классической. Адам Мурзич поделился радостью с журналистами: оказывается, народная артистка Белоруссии Наталья Гайда накануне гастролей была удостоена высшей награды республики – ордена Франциска Скорины. Прославленная Наталья Гайда, ничуть не смущаясь, рассказала смолянам о побочных эффектах и последствиях "звездной болезни" великих артистов: – Оперетта – театр молодых! Да, в эпоху советской оперетты было много ролей для возрастных героинь… Сейчас ситуация крайне сложная – музыкальных комедий пишут мало, на заказ и для тех, кто помоложе, да посвежее. А тут беда – возраст. К счастью, меня поддержал Национальный академический театр имени Янки Купалы, где я играю с народной артисткой Республики Беларусь Марией Захаревич в спектакле, рассказывающем о судьбе двух пожилых женщин. Одиночество – основная, пронзительная тема постановки, героини которой – полуслепая актриса драмтеатра и артистка кабаре, страдающая от болезни Альцгеймера, – побеждают его! Я поражена – играем спектакль девятый сезон с аншлагом… Знали бы вы, с каким интересом молодежь смотрит спектакль, их эта тема трогает. Ведь можно и в молодом возрасте быть одиноким, инвалидом… Когда в музыкальном театре стартовала серия академических проектов и концертных программ, появились детские спектакли, в которых у меня серьезные роли. За 40 сценических лет я сроду не пела в постановках для детей, и сегодня с огромным удовольствием играю черепаху Тортиллу! Горжусь тем, что арию, которую я пою, дети принимают с восторгом, а я получаю огромное удовольствие! Одной из самых громких постановок, которые привезли в Смоленск академики из Минска, конечно же, рок-опера "Юнона" и "Авось" Алексея Рыбгникова на стихи Андрея Вознесенского. О сотрудничестве с Маэстро рассказывает режиссер-постановщик Анастасия Гриненко: – Первый спектакль, который был поставлен с Алексеем Рыбниковым в качестве эксперимента, была рок-опера "Юнона" и "Авось". Как мы боялись, когда он приехал к нам на прогон, как же – величина! У нас и мысли не было конкурировать с "Ленкомовской" постановкой – это же просто невозможно, из области фантастики! Рыбников пришел на репетицию и, когда Илона Казакевич исполнила живьем арию Богоматери, взяв три октавы, он… вскочил и стал взволнованно бегать по залу. Зааплодировал! Подумалось тогда: "А что, и мы способны удивить!" Алексей Рыбников был очень доволен музыкальной составляющей спектакля, партитурой хоров, основанной на православных канонах. После "Юноны" и "Авось" мы предложили Рыбникову поставить "Буратино", но он крайне скептически отнесся к этому предложению: "Неужели вы хотите переплюнуть фильм?" Нас скепсис маэстро не остановил, театр все же рискнул взяться за "Буратино" и "Красную Шапочку. Поколение NEXT", и сегодня таких спектаклей нигде больше нет, они уникальны! Рыбников приехал, снял "Буратино" на камеру и… Что бы вы думали? Вдохновившись нашей версией, создал свой спектакль! Кстати, на Международном форуме "Золотой Витязь" наш "Буратино" взял главный приз. Впервые в истории форума детский спектакль произвел фурор, и даже в конкурсной программе "Золотого Витязя" такой номинации не было запланировано – организаторам пришлось специально отливать статуэтку! Полагаю, что наше сотрудничество с Алексеем Рыбниковым продолжится. Ведущий мастер сцены, премьер Виктор Циркунович: – Вы спросили, легко ли у нас молодым? Легко! Насколько приятно работать с профессионалом хотя бы мне, выпускнику консерватории. Наталья Викторовна никогда не показывает, что она – народная: "Я – звезда, а ты – так, погулять вышел". Играешь глаза в глаза, чувствуя взаимопонимание, поддержку – она… глазами рассказывает, что тебе делать дальше. Шикарный результат получается! Наталья Гайда: – У нас нет равнодушных, что работают по системе "пришел-отбыл-ушел". Все мы горим сценой, и молодежь сгорает, что мне безумно нравится. Когда ставили "Голубую камею", репетировали до потери пульса, и никто не говорил про усталость. И, тем не менее, продюсер мюзикла, Ким Брейтбург в одном из интервью заявил, что "мне лучше сотрудничать с "людьми с улицы" – они работают с полной отдачей…" Как можно не понимать, что нужно выпускника института культуры подтягивать к академическому уровню, а не спускаться вниз?! Несправедливо! Что отличает нашу, "академическую" молодежь? Готовность к эксперименту и невероятная трудоспособность. Главный хормейстер театра Светлана Петрова: – Всех удивляет, с какой легкостью мы совмещаем разные жанры. В театре совершенно непонятно, где хор, а где – балет! Артисты поют и танцуют, блестяще владеют и телом, и голосом. "Голубая камея" – яркий тому пример. Разнообразие жанров дает людям возможность максимально реализовать себя, артисты работают и в детских мюзиклах, и в классических спектаклях. Учатся на ходу! Уж если мы хотим вызвать у зрителя восторг, то должны каждый день открывать что-то новое, овладевать тем, что еще вчера казалось неподъемным. Адам Мурзич: – Скажу честно, мы волнуемся за смоленский театр, за то, как примут смоленские постановки избалованный минский зритель. В столице Белоруссии так много театров – государственных не меньше девяти, я уже не говорю про "дворовые". Но ваша афиша, полагаю, говорит за себя. Убежден, что "Ревизор" и "Benvenuto, Отелло!" вызовут живейший интерес у публики. Справка "РП" За период своей творческой деятельности Белорусский государственный академический музыкальный театр поставил более ста спектаклей, многие из которых своей неординарностью привлекли к себе внимание самой взыскательной критики и театральной общественности. Творческое кредо театра – уважение традиций музыкального искусства и смелость эксперимента. Анастасия ПЕТРАКОВА. |
тел.: (017) 275-81-26
220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44
Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by