« Назад
ЭЛИКСИР МОЛОДОСТИ ОТ "ДОРОТЕИ"
В конце минувшего года мы узнали, что в Минске появился Музыкальный театр. Правда, это означало лишь смену вывески на здании музкомедии. Новое название не свалилось с неба – оно было завоевано труппой в боях с теми, кто хотел ограничить ее творчество рамками оперетты. Однако репертуар регулярно пополнялся операми, балетами, мюзиклами. И все убедились: старая вывеска уже не соответствует истинному положению вещей.
Раньше театр чаще баловал своих поклонников новыми постановками, в этом сезоне первую премьеру он показал только в апреле. Может, тому виной груз особой ответственности в связи с изменением статуса, но скорее причина затянувшегося творческого процесса более прозаическая – отсутствие средств. Как бы то ни было, в данном случае сработал давно известный закон: лучше меньше, да лучше. И в этом убедились те, кто успел посмотреть "Доротею".
Эту комическую оперу Тихон Хренников написал около двух десятков лет назад. И тогда она с триумфом прошла по многим сценам бывшего Союза. И вот "Доротея" появилась у нас – вскоре после прошлогоднего визита в Минск ее автора. Встреча эта оказалась весьма своевременной. Сегодня нам так нужны веселые зрелища, способные развлечь и отвлечь от жизненных проблем и забот. Именно такие, как "Доротея".
Музыкальному театру давно известен рецепт творческого эликсира, способного дарить людям радость и оптимизм. На сей раз это волшебное средство получилось весьма насыщенным – уж очень много в нем всего намешано. А основой стал любовный напиток, позаимствованный из комедий плаща и шпаги. В спектакле – тот же клубок хитроумных интриг, те же прекрасные дамы и отважные рыцари, то же легкое отношение ко всему происходящему… И использованы, наверное, все оттенки смешного – от буффонады и пародии до сарказма и тонкого юмора.
Спектакль удивительно молод – и не только потому, что молоды занятые в нем артисты. Он проникнут юношеским мировосприятием, которое заставляет верить, что все будет хорошо. Безмятежность, которую дарует это действо, не от легкомыслия, а от оптимизма. Именно он наполняет душу желанием жить и любить.
Невозможно смотреть "Доротею" – и не заразиться ее весельем. Красивые запоминающиеся мелодии, зажигательные танцы, остроумие, изящество и легкость оформления создают на сцене настоящий праздник жизни. Именно к этому и стремились создатели спектакля – режиссер–постановщик Борис Лагода, музыкальный руководитель и дирижер Александр Сосновский, художник–постановщик Евгений Ждан, балетмейстер Нина Дьяченко, хормейстер Светлана Петрова. Причем зрителей пригласили не полюбоваться со стороны на чужой праздник: на этом пиру им достался глоток шампанского… Хотя, пожалуй, напиток, которым герои обносили(!) гостей в зрительном зале, был менее благородным. Постановщики хорошо знают, где лежит ключ к успеху. Они как бы снимают четвертую стену сцены – и зал становится ее продолжением. В прямом смысле: артисты расхаживают между кресел, часть действия происходит перед оркестровой ямой. И даже дирижер наряжен не во фрак, а в одежды той эпохи, когда были дуэньи, а влюбленные пели серенады под балконами своих дам.
Кстати, художником по костюмам стала исполнительница одной из главных ролей Ирина Шитикова. Она же – автор литературно–сценической редакции либретто Якова Халецкого. Вот какими многогранными талантами может похвастаться Музыкальный театр! Впрочем, этот спектакль стал настоящим парадом талантов. Практически все исполнители очень музыкальны, грациозны, артистичны. И что особенно радует – так это молодые голоса. Прекрасные голоса! Как легко и увлеченно поют и играют Ирина Терентьева, Антон Заянчковский, Дмитрий Якубович… А Ирина Заянчковская в роли Доротеи очень колоритна и чем-то напоминает знаменитую Хануму.
…Финал спектакля, как и положено, счастливый. Препоны на пути влюбленных ликвидированы, недоразумения позади. Все довольны – даже наказанный за свои проделки Мендосо (Виктор Баженов). Но души зрителей радостью наполняет не сам хэппи-энд, а эликсир молодости, которым так и брызжет спектакль.
Г. ЦВЕТКОВА. Вечерний Минск. – 2000. – 4 мая.
|