Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Фейерверк в честь холопки (1994 г., Вечерний Минск)

Фейерверк в честь холопки (1994 г., Вечерний Минск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ФЕЙЕРВЕРК В ЧЕСТЬ ХОЛОПКИ

А устроил его на своей сцене Театр музыкальной комедии, главный творческий принцип которого – все жанры хороши, кроме скучного. Доказательство тому – каждая премьера. Не стала исключением и последняя работа коллектива – оперетта "Холопка".

Некогда не сходившая с афиш, сегодня она оказалась в тени. Почему же театр выбрал именно ее? Потому что решил сделать практически невозможное: вернуть этому произведению первозданный вид, в каком оно вышло из-под пера Николая Стрельникова. Эта оперетта известна во многих редакциях, кроме авторской. Дошло до того, что француженка Виолетта Леблан превратилась в русскую актрису Анастасию Батманову, а фрау Крошке стала зваться просто Феклой. Такой, выправленный ханжеской рукой, вариант "Холопки" можно было увидеть двадцать два года назад и на сцене белорусской музкомедии.

Зато сегодня здесь поставлен максимально приближенный к авторскому вариант – очищенный от всех поправок "на время". По черновикам клавира восстановлены некоторые купюры, целые музыкальные номера. Такую "Холопку" никогда не видели зрители.

Вячеслав Цюпа, который в программке представлен как автор спектакля, а не просто режиссер-постановщик, со свойственной ему фантазией и изобретательностью выстраивает броское, легкое и одновременно цельное сооружение. Спектакль поставлен с размахом – как того требует гусарский дух оригинала. Широким потоком льется музыка, полная молодецкого задора и удали. Порой кажется, что музыкальный руководитель и дирижер Александр Сосновский позволяет оркестру слишком щедро выплескивать звуки.

Впрочем, театр не скупится ни на веселье, ни на яркие краски (художник-постановщик Владимир Жданов, художник по костюмам Ольга Желонкина). Великолепие, причудливость и обилие ярких нарядов поражают. В наше время, когда всего почему-то не хватает, позволить себе такую роскошь не просто. Но не будем пытаться проникнуть в коммерческие тайны театра. Тем более, что разноцветье фейерверка, выплескивающееся на сцену, просто завораживает.

Даже трудно поверить, что в такую пышную раму вставлена непритязательная, мелодраматическая история. Ну конечно, мы сопереживаем Андрею Туманскому и его возлюбленной Виолетте. Сын князя Батурина и крепостной, он получает образование во Франции, там влюбляется в актрису, едет за ней в Россию. И здесь узнает, что брат его Никита, гусар и кутила, после смерти отца был вынужден продать имение, крепостной театр и вместе с ним Андрея. Волей нового хозяина Туманский женится на Виолетте – и теперь она становится холопкой, крепостной графа Кутайсова. Ее можно отправить на конюшню, а можно и заставить стать наложницей хозяина...

Актеры увлеченно играют своих героев. Все солисты разделяют общий настрой спектакля и вносят в этот фейерверк свои краски: Владимир Петров, Василий Мингалев, Светлана Лугова, Людмила Станевич, Петр Ридигер, Арнольд Ранцанц... А кульминацией становится взрывная по темпераменту гусарская сцена во втором действии.

И наравне с певцами успех делит балет: зажигательный цыганский танец, дивертисмент "Суд Париса" (балетмейстер-постановщик Нина Дьяченко), как и другие хореографические сцены, радуют и интересным решением, и мастерством.

Как и положено, история кончается счастливо. Крепостные получили вольную, любящие обрели свое счастье. И этим пьянящим чувством свободы проникнут финал спектакля. Белые с синим тона костюмов, прозрачные мелодии – будто действительно "звенят бубенчики под дугой" – создают мажорную картину. На такой высокой оптимистической ноте завершается возрожденная "Холопка". Артисты выходят на поклон под овации.

И невольно вспоминаются те аплодисменты, которые звучали здесь же после спектаклей "Viva la mammа!", "Шехерезада". Может, в них было чуть больше восторга и радости открытия. Да, театр высоко поднял свою планку. И огорчает, когда он даже в мелочи изменяет хорошему вкусу, позволяет себе сорвать смех зала дешевой шуткой (типа "процесс пошел", "покажем французам кузькину мать" – это при том, что действие происходит в 1800 году!). Впрочем, спектакль только начинает свою жизнь на сцене. Главное – не изменять своим принципам. А принципы эти у театра есть.


Галина ЦВЕТКОВА.
Вечерний Минск. – 1994. – 14 апр.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: