« Назад
ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС
В театральной афише Минска появилось романтическое название – "Севастопольский вальс". Композитор Константин Листов написал эту оперетту в 1961 году, очевидно, в подарок своим друзьям и знакомым, – тем, кто в большей или меньшей степени узнал горький вкус войны.
Рисковый жанр выбрал автор знаменитых "Песни о тачанке" и "В землянке" для отражения героико-трагических событий 1941-45гг. Рядом с опереттами Штрауса и Кальмана трудно представить сюжет самой кровавой драмы в истории человечества. Однако либреттисты Гальперина и Анненков решили написать поэму о войне на стыке жанров трагедии и комедии.
Величественно и романтично выглядит сцена в первые минуты представления. Художник-постановщик спектакля Евгений Ждан выбрал оригинальный живописный фон, характеризующий место действия. Рота моряков во главе с Дмитрием Авериным расположилась на ступенях Севастопольской лестницы. Командир – в исполнении заслуженного артиста Беларуси Алексея Исаева – застыл на самом верху, по-петровски глядя в сумрачную даль...
Структура спектакля совпадает с классическим определением жанра, где песенные номера чередуются с диалогами и танцами. Впрочем, музыкальный руководитель театра Александр Сосновский настолько резко разделил действие комедии и исполнение песен, что спектакль временами напоминает концерт. Создается впечатление, будто режиссер и дирижер поставили перед собой разные задачи, не очень заботясь о рациональном соединении двух начал музыкально-драматического произведения.
... Перед началом ответственного сражения командир Аверин получает письмо от супруги Нины, которая объявляет ему о своей измене. С тяжелым сердцем он идет в бой, где получает ранение. А медсестра Любаша, любимица и верный помощник матросов, чью жизнь командир сохранил приказом о возвращении в тыл, продолжает любить своего начальника. И ждать. Он ведь пообещал девушке, что пригласит ее на первый послевоенный вальс...
После антракта серые камни сожженного Севастополя превращаются в бело-голубую послевоенную набережную. Здесь, спустя некоторое время после войны, добродушная Любаша и встретит своего командира. В Севастополь приедет и известная певица Нина Бирюзова, чтобы выступить перед бывшими фронтовиками. В ней офицер-фронтовик узнает свою жену и не согласится "начать все сначала". Свое счастье долгим ожиданием выстрадала Любаша...
Несмотря на весьма романтичный сюжет, своеобразием спектакль наполняют не главные герои. Роли второго плана – Рахмета, боцмана, тети Нины – в исполнении, соответственно, В. Сердюкова, засл. арт. Украины А. Ранцанца, засл. арт. РБ З.Вержбицкой – вызывают куда больший интерес законченностью сценических образов. Если попытаться сравнить жанр музыкальной комедии с цирковым, то это – те самые клоуны, репризами которых латают дыры в экстравагантном представлении. Но их игра запоминается, нравится публике, может быть, более всего.
И все же самый большой успех постановки выпал на долю... Академического ансамбля песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь. Второй акт спектакля заканчивается концертом на балу в Доме офицеров флота Севастополя, где, в частности, выступает и певица Нина. Участие профессиональных танцоров с залихватским "Яблочком" вызывает в зрительном зале бурю восторга.
И все же авторы постановки подошли к построению действия несколько шаблонно. К примеру, чередование мизансцен "шито белыми нитками". Создается впечатление, будто актеры исполняют приказ переходить с одного места на другое. Станиславский с его "сквозным действием" и "сверхзадачей" наверняка был бы не доволен!..
...И все же спектакль зрителям нравится. Особенно зрительницам. Особенно среднего возраста. А вот ветеранов, которые могли бы грустно улыбнуться и в противовес изящному вымыслу рассказать правду о войне, осталось совсем не много.
Андрей АХМЕТШИН. Белорусская деловая газета. – 1999. – 25 авг.
|