Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/И поезд не умчит в сибирские морозы… (Зоя Лысенко, "Нёман", 2013, № 3)

И поезд не умчит в сибирские морозы… (Зоя Лысенко, "Нёман", 2013, № 3)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

И ПОЕЗД НЕ УМЧИТ В СИБИРСКИЕ МОРОЗЫ…

На сцену Белорусского музыкального театра Денис Немцов выходит уже седьмой сезон. Приехал он в Минск из Новосибирска 30-летним артистом — молодым, но отнюдь не начинающим. У него к этому времени был уже солидный творческий багаж: два театральных учебных заведения и более чем 10-летний опыт работы в Новосибирском театре музыкальной комедии.

Денис, не уезжайте!

Есть категория будущих артистов, которые еще в студенческие годы начинают выходить на профессиональную сцену. Так было и у Немцова: во время учебы в Новосибирском театральном училище он был зачислен в состав хора театра музкомедии. После окончания учебного заведения, получив специальность "артист музыкального театра", он окончательно закрепился в труппе и вскоре оказался в числе солистов.

Денис Немцов сразу же проявил себя как яркий характерный актер — это четко прослеживается по сыгранным им ролям в спектаклях классического и современного репертуара Новосибирского театра. Он был занят в блистательных нашумевших постановках таких знаменитых режиссеров, как Юрий Александров и Леонид Квинихидзе. Кстати, и нынешний главный режиссер Белорусского музыкального театра Сусанна Цирюк, которая в тот период работала в России и также ставила спектакли в Новосибирске, своим режиссерским чутьем сразу определила яркую творческую индивидуальность Немцова.

Настоящему характерному актеру подвластен весь диапазон отображения сценических коллизий и взаимодействий: от комического до трагического. С таким талантом человек рождается, а вот специальные познания и отточенность актерского мастерства приобретаются. И Денис Немцов, стремясь к расширению своего творческого диапазона, поступил в Екатеринбургский театральный институт, который закончил без отрыва от сценической деятельности, получив еще одну специальность — актер драматического театра и кино.

Вот с таким багажом знаний и практических актерских навыков появился в нашем музыкальном театре этот яркий, выделяющийся своей творческой индивидуальностью артист, который вскоре стал лауреатом международного конкурса молодых исполнителей оперетты и мюзикла. Очень быстро он завоевал и признание публики. Кстати, на театральных интернет-форумах о Немцове можно прочесть интригующие вещи: его новосибирские поклонники (особенно поклонницы) до сих пор не  могут смириться с отъездом любимого артиста и зовут его обратно, минские же поклонницы, в свою очередь, пишут: "Денис, не уезжайте!" — особенно всполошившись после одной его известной импровизации. Отдельной темой является трогательно-серьезное обсуждение его персонажей из детских мюзиклов, в котором принимают участие и дети, и их родители.

— Вообще, в детских спектаклях играть сложнее, — говорит артист, — ведь завладеть вниманием этой публики совсем непросто. Здесь без полного проникновения в образ никакой роли не получится — дети в нее просто не поверят. И эти постановки немаловажны в плане расширения собственного творческого диапазона — они являются благодатной почвой для импровизаций.

Однако отметим, что для музыкального театра понятие "детский спектакль" — довольно условное. Ведь по жанровой принадлежности все они являются мюзиклами и рассчитаны не только на детское восприятие. В программке таких спектаклей рядом с жанровым определением всегда стоит указание и на зрительскую аудиторию: мюзикл для детей и взрослых.

Да, маленькие зрители не оценивают работу актера как таковую (ах, как талантливо сыграл!) — они на уровне чувств и эмоций оценивают степень своих переживаний и эстетических впечатлений. И выходят из зрительного зала, очарованные увиденным: ожившими образами из известных произведений про Красную Шапочку, Буратино, Бременских музыкантов и Волшебную лампу Алладина… Артиста они называют именем полюбившегося персонажа: сегодня это Алладин, завтра — Джинн (как и бывает в актерской практике Немцова). Под сложным гримом дети могут и не узнать лицо полюбившегося исполнителя, но они обязательно почувствуют, когда в этой роли на сцену выйдет другой. Так что и у маленьких зрителей есть свои любимчики.

Стихия сцены

13-99aСегодня Денис Немцов занят почти во всех спектаклях текущего репертуара, при этом часто являясь единственным исполнителем наиболее ярких и острохарактерных ролей. В то же время в некоторых постановках в течение одного спектакля он играет нескольких персонажей. И все они — разные, так же как и сам артист всегда бывает разным в каждой из своих ролей: от буффонных до пронзительно-психологических (жаль, что специфика жанра зачастую не позволяет в полной мере раскрыть драматическую составляющую его таланта).

В классической оперетте Немцов обычно предстает в амплуа так называемого комика-простака (Бони в "Сильве", Тони в "Принцессе цирка" и им подобные обаятельные весельчаки). Эти традиционные опереточно-комические персонажи ведут в спектакле, в противовес лирической, каскадную линию с ее бурными всплесками комедийности, эксцентричной заостренностью и яркой танцевальностью. Это те роли, которые в опереттах выписаны практически по одной схеме и в которых актеры чаще всего сбиваются на штампы. В связи с этим Денис приводит высказывание своего педагога по актерскому мастерству Сергея Владимировича Александровского, которого он почтительно называет Мастером: "Плохо, когда в арсенале актера имеется 3 штампа, но если их у него будет 333, то это уже мастерство". Но, как бы в противовес сказанному, Немцов к выработке и коллекционированию сценических штампов не прибегает, потому что прекрасно обходится без них — его талант позволяет ему такую роскошь.

А вот найти удачную импровизацию, даже в канонизированной классической оперетте, он может. И это стало прослеживаться с самой первой работы артиста на минской сцене, когда он был введен на роль Бони в оперетте Кальмана "Королева чардаша" в постановке Бориса Второва (по сути, это та же "Сильва", только с измененным текстом либретто). Позднее Немцов стал исполнителем той же роли уже в новом спектакле с его традиционным названием, который поставила главный режиссер театра Сусанна Цирюк. И это очень наглядный пример того, как артист умеет не повторяться, исполняя одну и ту же роль, где и диалоги, и музыкальные номера, и сюжетные перипетии одни и те же. У него получилось два разных Бони, потому что он играл их в разных по эстетике спектаклях в постановке разных режиссеров.

Однако музыкальная комедия и тем более современный мюзикл, где нет четкого расклада на амплуа, дают значительно больше возможностей для выявления творческого диапазона актера. И это учитывают режиссеры, привлекая Дениса Немцова в такие постановки, где есть все: комедия и трагедия, фарс и драма. Именно такие разноплановые работы артиста как раз и были отмечены публикой при присуждении ему приза зрительских симпатий: тонкий психологизм в мюзикле "Стакан воды", эксцентрика и гротеск в мюзикле "Голубая камея" и искрометный комизм в музыкальной комедии "Моя жена — лгунья". И здесь нельзя не отметить исполнительскую культуру этого артиста, когда, например, обостряя рисунок роли до гротеска, он абсолютно не пользуется приемами внешнего комикования. Тривиально смешить зрителя, тем более без сюжетной мотивировки — не высший пилотаж для актера; гораздо сложнее своей игрой заострить внимание публики на комических чертах в характере своего персонажа и на забавных коллизиях, в которые он попадает.

С поразительным умением этот артист использует весь комплекс выразительных средств, включающий в себя сценическую речь, пение, танец, сценическое движение, что обычно называется актерской органичностью. К тому же у Немцова весь этот комплекс помножен на отточенность актерского мастерства. Сразу видно: артист очень много работает над собой. А его хореографическая подготовка позволяет ему принимать участие даже в балетных спектаклях. В целом такое ответственное отношение к профессии просто не может не вызывать уважения.

— Это очень серьезный актер, у которого талант сочетается с фантастической работоспособностью, — говорит художественный руководитель театра Адам Мурзич. — Он даже в выходные дни приходит в театр, чтобы дополнительно заняться актерским тренингом. Поэтому на сцене ему подвластно все. Совершенствуя свое мастерство многопланового актера, Немцов очень серьезно работает и над психологической составляющей каждой роли: серьезно относится к тексту в плане нахождения интонационной выразительности, расстановки смысловых акцентов и всех иных нюансов, присущих драматическим актерам. При этом всегда находит и нужную пластику каждой роли. Все это в целом и является залогом его успеха. Публика ходит на Немцова.

К тому же у Дениса Немцова есть еще один дар — педагогический. Вначале он преподавал актерское мастерство в театральной студии "Алфавит", где долгое время работал его старший коллега, актер Анатолий Костецкий, безвременно ушедший из жизни, что стало настоящей потерей и для театра, и для школьного творческого коллектива. Потом на протяжении трех лет Немцов работал в театрально-эстрадной школе "Талант-Групп", где также преподавал актерское мастерство и сценическую речь. За подготовку одной из воспитанниц этой школы к участию в III Международном конкурсе "Кубок Европы" он был отмечен дипломом Международного благотворительного фонда "Наше будущее". К сожалению, с нынешнего учебного года из-за большой занятости в театре Немцову не удается совмещать свою актерскую деятельность с преподавательской, но по всему чувствуется, что к ней он не равнодушен.

Дела житейские

Прошедший год оказался для Дениса Немцова удачным и в том плане, что он получил служебную квартиру — в новом доме, недалеко от театра. Об этом усиленно хлопотала дирекция, этому способствовало и руководство Мингорисполкома. Теперь уж наверняка помыслы о возвращении в новосибирский театр, иногда посещавшие артиста, окончательно развеялись.

— Очевидно, что ваша творческая карьера в Белорусском музыкальном театре сложилась более чем удачно. Самый трудный из житейских вопросов, к счастью, уже решен. А как вы ощущали себя в Минске все эти годы в целом?

— Как ни странно, в умеренном белорусском климате у меня возникли довольно серьезные проблемы с акклиматизацией и, следовательно, со здоровьем. И мне пришлось всерьез заняться лечением. А все из-за того, что в Беларуси влажность воздуха намного выше, чем в нашем регионе, к тому же здесь часто бывает сырая и слякотная погода. И в результате это переносится хуже, чем крепкий сибирский мороз, при котором воздух значительно суше. Так что мне здесь не хватает морозов, а еще больше — сугробов. Как-то непривычно видеть зимой неприкрытую снегом землю. Но при этом и лето у нас более теплое, чем в Беларуси, нередко бывает просто изнуряющая жара.

— Но навсегда остаться в Минске вы готовы?

— В принципе, да.

— Видимо, из этого следует, что вы готовы и к созданию здесь своего семейного очага?

— Теперь, когда у меня появилось жилье, к этому вопросу уже можно подходить вплотную.

Зоя ЛЫСЕНКО.
Фото Анжелики ГРЕКОВИЧ.
Нёман. – 2013. – № 3. – С. 217–220.

На снимке: Денис Немцов в мюзикле "Стакан воды".



тел.: (017) 275-81-26

220030, г. Минск, ул. Мясникова, 44

Свидетельство о государственной регистрации № 100744263 от 18 февраля 2009г., УНП 100744263

Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: