« Назад
И СНОВА – "ПАВЛИНКА"!
Премьера в театре – всегда волнующее событие. Ну, а если речь идет о произведении, с героями которого знаком каждый еще до спектакля – то это волнение особенное, полное трепетного ожидания: а состоится ли встреча с тем, что дорога сердцу?
Наверное, с такими чувствами и мыслями шли многие зрители на постановку новой оперетты Юрия Семеняко, которой начал свой четвертый сезон Государственный театр музыкальной комедии республики. Интерес к этой постановке огромен – ведь знаменитая купаловская комедия "Павлинка" начинает жизнь в новом, музыкальном жанре. И можно смело сказать: оперетта дарит зрителям яркое, увлекательное зрелище.
В основе либретто спектакля лежит бессмертное, вечно молодое творение Янки Купалы, вобравшее в себя драгоценные россыпи народной мудрости, искрящегося юмора, неиссякаемую оптимистичность гордого и свободолюбивого "мужика", который верит в светлое будущее, готов бороться за него. Поэтому так уместно в спектакле программное стихотворение Купалы "Мужык", включенное в ткань оперетты ее авторами – композитором Ю. Семенякой, либреттистом А. Бачилой. Оно настраивает весь спектакль на высокую волну раздумий о судьбах народных, пронизывает его жизнеутверждающим пафосом, идеей морального превосходства людей труда над спесивым чванством тех, для кого главное мерило человеческого достоинства – богатство. Весело, задорно, остроумно создатели оперетты "Павлинка" и ее исполнители высмеивают пустоту и духовную никчемность быковских, раскрывают красоту народных характеров. Молодые артисты играют увлеченно, искренне, непосредственно, и это передается залу.
Душой спектакля, его центром с полным правом можно назвать талантливую актрису Наталью Гайда, создавшую живой, обаятельный образ Павлинки. Тонкая музыкальность, пластичность, естественность на сцене помогают ей правдиво и ярко показать простую и чудесную крестьянскую девушку – певунью, насмешницу, чистую и верную в своем чувстве к учителю-революционеру Якиму Сороке, умеющую постоять за свою любовь. Образ Павлинки глубоко западает в сердца зрителей, запоминается надолго.
Под стать Н. Гайде и ее партнеры – Я. Явно, создавший сатирический образ пана Адольфа Быковского, В. Бурцев, сыгравший Якима Сороку, К. Лосев в роли Степана Криницкого, Р. Курлыкова в роли Альжбеты.
Ярка и красочна музыкальная ткань спектакля. В ее основу положены народные мелодии, тонко и с любовью использованные композитором. Праздничность спектаклю придают знакомые нам песни и танцы "Чаму ж мне не пець", "Явар і каліна", "Туман ярам", "Лявоніха". Они органично входят в действие, звучат свежо, колоритно.
Очень интересны танцы в постановке Семена Дречина. Хореографу удалось придать им живость, задор, лукавую веселость, неиссякаемую жизнерадостность, свойственные душе белорусского народа, воспетого великим песняром.
Нет, я вовсе не намерен утверждать, что новый спектакль театра музкомедии свободен от недостатков. Они, к сожалению, есть – к примеру, в оформлении, где художнику подчас изменяет вкус: кричащие, резкие тона в декорациях, чересчур пышные костюмы никак не соответствуют духу национального белорусского колорита. Есть просчеты у либреттиста – ему предстоит преодолеть рыхлость драматургии отдельных частей спектакля. Думается, талантливый коллектив создателей "Павлинки" в процессе упорной творческой работы сумеет отшлифовать шероховатости, которые заметны в первых показах постановки. Но при всем при этом хочется от всей души поздравить творцов спектакля с большой удачей, а зрителей – с большим праздником искусства, который дарит встреча с новой опереттой Ю. Семеняко.
– Мы рады видеть у нас в театре, на представлениях "Павлинки" гостей из села, рады услышать их мнение о нашей работе, – сказал режиссер постановки Семен Штейн. – В скором времени спектакль сам отправится в гости к сельским театралам – мы намерены показать его на сценах районных домов культуры, колхозных и совхозных клубов.
Счастливых дорог тебе к людям, долгой сценической жизни, музыкальная "Павлинка"!
В. ЕФРЕМОВ, музыковед. Сельская газета – 1973. – 19 окт.
|