« Назад
И ВНОВЬ "СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ВАЛЬС"
По традиции сентябрь – начало не только учебного года, но и театрального сезона в республике. Театр музыкальной комедии откроет его 22 сентября премьерным спектаклем "Севастопольский вальс".
Из девяти музыкальных комедий, написанных Константином Листовым, "Севастопольский вальс" – лучшая и наиболее знакомая зрителям и слушателям. Но задолго до ее появления композитору принесли широкую известность "Песня о тачанке" и очень популярная во время Великой Отечественной войны песня "В землянке". Выбор военно-морской и патриотической тематики для Листова не случаен. В годы войны, будучи музыкальным консультантом Главного политуправления Военно-морского флота СССР побывал на всех действующих флотах. А песня "Севастопольский вальс" стала лейтмотивом одноименной оперетты, написанной композитором в 1961 г. Тогда она шла во многих музыкальных театрах Союза. Но постепенно интерес угас, и "Севастопольский вальс" практически сошел со сцены. В Минске он не ставился никогда.
И вот главный режиссер театра Борис Лагода реанимировал спектакль, привнеся в него свою, присущую только ему режиссерскую эстетику. В этой оперетте привлекателен сам по себе музыкальный материал – его мелодическая яркость и лирическая задушевность, сочетание патетики и юмора. В авторскую партитуру внесены некоторые изменения, в музыкальную канву введены широко известные песни военных лет и даже старинный "Варяг". Новую литературно-сценическую редакцию либретто осуществила Ирина Шитикова – солистка театра, исполняющая в "Севастопольском вальсе" главную женскую роль.
Военно-патриотическая тематика спектакля способствовала тому, что театр приурочил его к 55-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Премьерные показы прошли в конце прошлого сезона, как раз в дни празднования освобождения Беларуси. Был проведен благотворительный спектакль – специально для ветеранов и инвалидов войны, блокадников Ленинграда, которых в Минске немало. Как сказал главный режиссер, "Севастопольский вальс" – подарок всем, кто пережил войну. Некоторые критики высказали мнение, что тематика данной постановки не соответствует реалиям Беларуси – для нас более оправданной была бы тема белорусских партизан, и вспомнили музыкальные спектакли Семеняки и Суруса, шедшие на сцене много лет назад и посвященные подвигу белорусского народа. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Но ведь спектакль посвящен не конкретно защитникам Крыма или освободителям Беларуси, а вообще всем участникам войны. Нелишне также помнить о том, что искусство по своей природе интернационально.
Таким образом, от конца прошлого сезона к началу нового как бы эстафетой переходит премьерный спектакль, который будет показан 22 и 23 сентября.
Кроме солистов-вокалистов, исполняющих роли первого и второго плана, в оперетте задействованы хор и балет театра, а также приглашенные Академический ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь и оркестр духовых инструментов "Немига".
Спектакль построен по принципу контраста. Первое действие происходит в дни героической обороны Севастополя, на Инкерманских высотах, где рота морских пехотинцев занимает оборонительные позиции и где происходит развитие драмы между основными действующими лицами: лейтенантом Авериным, санинструктором Любашей и бойцом Генкой Бессмертным. А второе действие озаряет зрителя спокойной голубизной моря, сиянием солнца на Приморском бульваре, прозрачной зеленью цветущих каштанов. Послевоенный Севастополь, Графская пристань и памятник погибшим кораблям – своеобразные символы города-героя. Здесь через несколько лет после войны снова встретились знакомые зрителю персонажи, и начавшаяся некогда драма приходит к своему логическому завершению.
В роли главного героя – лейтенанта Аверина – занят Алексей Исаев, ведущий солист театра, который в представлении не нуждается. Ирина Шитикова в роли Любаши, трогательная в своей непосредственности и романтичности, демонстрирует сплав драматического и вокального мастерства, тонкий актерский вкус и чувство жанра. Роль Генки Бессмертного исполняет молодой артист Антон Заянчковский. Это его первая большая работа, несомненно, удавшаяся, к которой он подошел после успешного дебюта в спектакле "Целуй меня, Кэт", где сыграл яркую характерную роль.
Что касается постановочной группы во главе с Борисом Лагодой, то на долю каждого из ее членов пришелся, без преувеличения, колоссальный труд. Обращает на себя внимание творческая самоотдача дирижера Александра Сосновского, хормейстера Светланы Петровой, которой пришлось управляться не только с театральным, но и с армейским хором, балетмейстера Юрия Лапши, художников Евгения Ждана и Ольги Желонкиной и многих других. Первые премьерные спектакли "Севастопольского вальса" показали, что и постановщики, и исполнители не обманули ожиданий поклонников театра.
Зоя ЛЫСЕНКО. Знамя юности. – 1999. – 21 сент. – С. 7.
|