« Назад
КАК МАРГО ПОПАЛА В МОРГ ИЗ-ЗА… БИЗНЕСМЕНА
7 июля в Белорусском государственном музыкальном театре состоялась премьера балета "Мефисто" Владимира Кондрусевича. Рекламные "растяжки" на проспекте свидетельствовали, что этот спектакль не просто дипломная работа "студента" Владимира Иванова, завершающего обучение в Белорусской государственной академии музыки по классу хореографии, а нечто несравненно большее.
Действительно, путь на белорусскую сцену у этого балета был долгим. Несколько лет назад известный белорусский композитор Владимир Кондрусевич, которому блестяще удается театральная, вплоть до мюзиклов, музыка, написал по заказу одного из российских театров балет "Мефистофель", который и был поставлен в Нижнем Новгороде. По мотивам того балета возникла симфоническая сюита "Спасение чистой души", записанная на Белорусском радио. Так что "Мефисто" – прямой наследник тех "папы"-балета и "мамы"-сюиты. Но, как и полагает быть настоящему "сыну", совершенно самостоятельный, ведь новое либретто потребовало от композитора не только некоторого редактирования партитуры, но и ее коренного пересмотра, а также сочинения огромного количества совершенно новой музыки.
Владимир Иванов к "Мефисто" шел тоже непростым путем. Народный артист Беларуси, в совсем недавнем прошлом популярнейший солист балета, он начал грызть гранит науки в классе профессора Валентина Елизарьева, уже изрядно освоив профессию хореографа-постановщика на практике. На подступах к диплому возникали то одни, то другие задумки, но по разным, чаще не зависящим от хореографа причинам реализованы они не были. И вот наконец появился "Мефисто", который стал его вторым балетом. А первым была "Круговерть" Олега Залетнева, воплощенная на сцене Большого театра. Обе работы осуществлялись по либретто заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РБ Юлии Чурко. К тому же кроме этих "монументалок" (правда, достаточно компактных и потому в чем-то камерных) Ивановым еще столько миниатюр поставлено – со счету собьешься! А начав их анализировать, приходишь к выводу, что этому хореографу более свойственна лирико-психологическая и жанрово-характерная сферы, нежели "закрученная" философия.
Тем не менее "Круговерть", решенная в духе "народного триллера", представляла собой венок трагических баллад и философских притч. Да и в новом балете без мистики с символикой не обошлось. Доктор Фа в порыве ревности целится в Мефисто, но тот одним движением руки меняет траекторию полета пули, посылая ее в манекенщицу Марго. Пытаясь вернуть любимую к жизни, Фа продает свою душу… не просто дьяволу, а, если верить программке, бизнесмену.
И тут начинаются некоторые расхождения между прочитанным и увиденным. То, что "в балете Мефисто является носителем идеи богатства и могущества, используемых не во благо", можно понять скорее из литературного текста, но не из самого действия. Имея нескольких телохранителей, Мефисто не дает им даже пальцем шевельнуть, собственноручно расправляясь с "обидчиками". И это – бизнесмен? На его "бизнесменистое" происхождение указывает разве что малиновый пиджак, приходящий на смену белому. В остальном Мефисто – типичнейшее воплощение "духа тьмы". Да еще с прикидом "бэтмана" и ему подобных киномонстров. Благодаря сценографии (художник Дмитрий Мохов) его появление-исчезновение напоминает… компьютерную игру и переход в ней с одного уровня на другой.
Принцип стилистической всеядности распространяется и на музыку, где вальс на манер кинохита Евгения Доги соседствует со знаменитой мефистофелевской цитатой из оперы "Фауст" Гуно; и на сюжет, в котором чем дальше, тем больше возникает параллелей, причем не только с "Фаустом" Гете, но и с "Мастером и Маргаритой" Михаила Булгакова и даже с "Приключениями Буратино" Алексея Толстого (особенно в тот момент, когда Мефистофель, подобно Карабасу-Барабасу, командует "куклами"). Партитура, тонко прочтенная музыкальным руководителем и дирижером Геннадием Проваторовым, предусматривает не только симфонический оркестр, где струнные то и дело усиливаются синтезатором, но и собственно компьютерную музыку.
И все же главное, чем этот балет привлекает, – это артистизм и самоотдача солистов театра: лауреатов международных конкурсов Константина Кузнецова (доктор Фа) и Юлии Дятко (супермодель Марго) и дипломанта международного конкурса Виталия Красноглазова. Хореография этого балета выигрывает в том, что каждому артисту предоставляет возможность наиболее полно реализовать себя. Солисты демонстрируют, безо всяких преувеличений, высший пилотаж. А сложности классических па в условиях неоклассики дополняются талантливой актерской игрой. Вот только… бизнесмен, пусть и Мефисто, тут ни при чем. Потому что на сцене получается другая история – про сотворение мира и человеческой души. Правда, с трагическим финалом.
Кристина КРЕМНЕВА. Белорусская деловая газета – 2002. – 10 июля.
|