« Назад КЛАССИЧЕСКАЯ ОПЕРЕТТА НА СЦЕНЕ ТЕАТРА
Еще до Великой Октябрьской социалистической революции русские труппы классической оперетты довольно часто посещали Белоруссию и выступали в Минске, Витебске, Могилеве, Гродно, Бобруйске, Гомеле и других городах. После 1917 года и вплоть до 1935 г. в Белоруссии по-прежнему гастролировали русские труппы, в репертуаре которых были в основном классические оперетты. В 1935 г. в Минск на постоянную работу приехал театр, которым руководил известный режиссер и театральный реформатор В. Бебутов. Сохраняя лучшие традиции русского театра оперетты, коллектив показал в Минске и других городах Белоруссии "Прекрасную Елену" Оффенбаха, "Корневильские колокола" Планкета, "Цыганский барон" Штрауса, "Мадемуазель Нитуш" Эрве, "Сильву", "Марицу", "Фиалку Монмартра", "Баядеру" Кальмана и др. В годы Великой Отечественной войны театр работал в Москве, а затем, после окончания войны, вернулся в Белоруссию. В 50–60-е гг. театр, имеющий базу в г. Бобруйске, широко гастролировал по городам республики. В 1971 году театр музыкальной комедии был открыт в Минске. В его труппу влилась наиболее талантливая часть бобруйского коллектива. С первых дней своей деятельности минский театр музыкальной комедии интенсивно работал над классическим репертуаром, главным образом, над постановками оперетт неовенской школы. Среди оперетт Легара, основоположника неовенской школы, наиболее яркой и популярной является "Веселая вдова". Это произведение всегда привлекало театры своим мелодическим богатством и занимательной фабулой. Работая над постановкой "Веселой вдовы" (режиссер Л. Вилькович, дирижер А. Лапунов, художник А. Морозов, балетмейстер С. Дречин, хормейстер Н. Андросова), коллектив театра шел по пути лучших достижений советского реалистического искусства, стремясь найти сквозное развитие образа. Большую роль в музыкально-сценической драматургии спектакля играл хор. Спектакль "Веселая вдова" продемонстрировал высокий уровень сценической культуры, ансамблевость и творческую дисциплину коллектива. Большим успехом в роли Ганны Главари пользуется Н. Гайда. В ее игре нет стандартных приемов, заученных фарсовых элементов. Обладая не только замечательным голосом, но и ярким сценическим дарованием, она создает привлекательный яркий образ героини. Хочется, сказать добрые слова и в адрес молодой актрисы В. Петлицкой, также привлекающей зрителя обаянием и изяществом в исполнении этой роли. Хорошее впечатление оставляет постановка другой оперетты Легара "Цыганская любовь" (дирижер, П. Кирильченко, режиссер А. Барсегян, художник А. Морозов, балетмейстер С. Дречин, хормейстер Н, Андросова). Так же, как и в "Веселой вдове", здесь хорошо разработаны сценические характеристики. Интересные, свежие образы создали Ю. Лазовский, Н. Гайда, А. Крайникова, В. Баженов, К. Лосев, Е. Ожерельева, Н. Ревинская, А. Приходько и др. Балет помогает сделать зрелище эффектным и красочным. Но поскольку в оперетте определяющую роль играет музыка, особо хочется отметить оркестр, который ощутимо и образно передает дух музыки Легара, ее удивительную мелодичность, широкую напевность. Оперетты И. Кальмана не сходят с афиш наших театров музыкальной комедии, непрерывно возобновляются в новых постановках. Большим успехом пользуется "Сильва" и у белорусского зрителя. Роль Сильвы исполняют Н. Гайда и Н. Белоусова. Их исполнение волнует и трогает зрителя непосредственностью и искренностью. У талантливой артистки Н. Гайды хорошо сочетаются вокальные данные с естественной, лишенной аффектации сценической игрой. Н. Гайда предельно музыкальна, и вся трактовка образа Сильвы рождается из музыки. Ярко и глубоко раскрывая драму героини, Гайда выявляет свое незаурядное музыкально-сценическое дарование. Актерскими удачами в этом спектакле стали работы Н. Ревинской и Е. Ожерельевой (Ангильда), В. Фоменко (Бони), В. Линкевича (Эдвин), Ю. Лазовского (Леопольд). "Марица" также прочно вошла в репертуар театра. И в этом спектакле исполнители стремятся к ансамблевости, к правдивости в раскрытии сюжетного действия, к уходу от привычных канонов. К. Станиславский писал: "Оперетта, водевиль – хорошая школа для артиста. Старики, наши предшественники, недаром начинали в них свою карьеру, на них учились драматическому искусству, на них вырабатывали технику". Искусство оперетты – сложное, синтетическое. Солист оперетты должен профессионально петь, танцевать и быть отличным драматическим актером: без яркой, темпераментной, эмоциональной игры не может существовать музыкальная комедия. Можно с уверенностью сказать, что за последнее время в театре наметился определенный художественный рост. Повысилась исполнительская культура солистов, хора, балета и оркестра. Многие артисты удачно сочетают сложные вокальные партии с речевой интонацией, танцевальную пластику с драматическими переживаниями, с искусством перевоплощения. Вечно живое, жизнерадостное искусство оперетты достойно несут зрителям многие артисты театра. В заключение хочется отметить и еще одно важное качество работы театра. В его спектаклях ощущается энтузиазм молодости, страстная отдача любимому делу. Этот энтузиазм – от любви артистов к своему театру, от понимания ответственности за его судьбу, от желания принести радость зрителю. Бронислав СМОЛЬСКИЙ. |
Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by