Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Когда казаки плачут (1977 г., Гродненская правда)

Когда казаки плачут (1977 г., Гродненская правда)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

КОГДА КАЗАКИ ПЛАЧУТ

О спектакле "Бабий бунт" Государственного театра музкомедии БССР 

Немало "бабьих бунтов" со времен Аристофана и до наших дней знали театральные подмостки. В тот или иной момент истории, использовав безрезультатно все возможные меры воздействия для приведения "сильной" половины общества в человеческий вид, женщины объединялись и... уходили. Но, конечно же, с уверенностью, что мужчинам одним прожить не с руки, а потому вскоре их нужно ожидать с признанием своих ошибок и покаянием. Именно одно из таких невероятных событий и произошло на тихом Дону в небольшом хуторе. 

Проза классика советской литературы М. Шолохова уже немало лет живет на оперной, драматической сцене, в кинематографе. "Бабий бунт" – первый опыт обращения к творчеству М. Шолохова "легкого жанра" – оперетты. Композитором Е. Птичкиным в содружестве с поэтом М. Пляцковским по мотивам "Донских рассказов" создана довольно стройная, композиционно законченная народная музыкальная комедия. 

Ох, и развеселую жизнь вели в этом хуторе казаки, будто забыли они на какое-то мгновение, зачем революции делали, как на белых атаманов ходили, для чего новую жизнь завоевывали! А кому терпеть все это? Ясно, бабам. Так уж испокон веков велось. Может, и еще бы так здесь было, да вернулась на хутор Настя. 

Сейчас немало спорят, каким быть театру оперетты, какими путями идти ему, как совместить довольно условное построение пьес с требованиями сегодняшнего зрителя, сегодняшнего театра? В чем будущее оперетты как жанра? Нам кажется, прежде всего в актерах. 

Вспомним, что Станиславский, Немирович-Данченко работали в оперной студии по тем же законам "системы", что и во МХАТе. Только при полной вере в предлагаемые обстоятельства, в создании полнокровной, внутренней жизни возможно отойти от немногочисленных, но таких живущих "масок" музыкальной комедии. Этим требованиям, думается, в спектакле отвечает лишь засл. арт. БССР Н. Гайда. Ее Настя. Вчера еще одна из многих забитых девчонок хутора, она увидела и приняла новую жизнь. И вот родной хутор, через который она "следует в волость на должность председателя женсовета". Как убедительно, легко, с какой затаенной болью звучит ее ария о "бабьей доле". Сколько тепла, женственности в сценах с Николкой, разудалым гармонистом и первым парнем на хуторе. Да и за острым словцом в карман она не полезет. Актриса выстраивает точную действенную, линию жизни своей героини. Она заставляет (именно заставляет) хуторских баб почувствовать себя свободными женщинами новой России. Заставляет мужиков понять, что революцию не только для мужиков делали, а для всего честного народа, что и баба – человек. 

И уходят бабы, все до одной, чтобы организовать на другой стороне Дона "Донскую бабью коммуну № 1" с лозунгом "Даешь равноправие", заставляя этим и осиротевших казаков объединиться в свою разнесчастную артель. В спектакле, поставленном М. Лукавецким, массовые сцены – лучшие. Особенно изобретателен режиссер в воссоздании жизни двух коммун. Свободно владея сценическим пространством, используя прием мизансценического повтора, он создает дополнительный комедийный эффект. 

Однако спектаклю в целом явно мешает отсутствие четкой сквозной линии, из-за чего он распадается на отдельные эпизоды, а действие топчется на одном месте. Абсолютно выпал образ бывшего председателя реввоенсовета республики (так называли хутор), а ныне судьи Игната Григорьевича, интересно задуманного арт. К. Лосевым. Ему просто не нашлось места в данном режиссерском решении. Зачастую трудно отличить, чем разнятся взаимоотношения, скажем, Стешка и Марфы (арт. Ю. Харитонов и засл. арт. РСФСР Н. Ревинская) от Федота и Дуняши (арт. Ю. Лазовский и Р. Курлыкова). Проза М. Шолохова богата чисто бытовыми деталями, мимо которых прошли и режиссура, и ряд актеров. А именно они и помогли бы созданию полнокровных характеров. Таких, например, как дед Захар. 

В исполнении засл. арт. БССР В. Шевкалюка это и традиционный неистощимый на юмор дед Щукарь, каких немало на Дону, и удивительно трогательный беззащитный человек. Сколько светлой, неподвластной годам любви в сцене деда Захара и Семеновны (арт. Е. Ожелельеву признали бы своей в любой донской станице), к которой он, истосковавшись, пробрался в "коммуну". Однако никак невозможно объяснить, почему ушедшая вместе с ним Семеновна вдруг опять оказывается в "коммуне", а дед снова один. И это не единственный необъяснимый факт в спектакле. 

Хорошо показало себя в "бабьем бунте" молодое поколение театра. Мягок в лирических сценах арт. В. Линкевич в роли Николки. Вокальные дуэты Н. Гайды и В. Линкевича лучшие в спектакле. В сравнительно небольших ролях Маринки и Семки артисты В. Петлицкая и В. Сердюков сумели рассказать и о первой зарождающейся любви, и о первых размолвках, и о счастье. К сожалению, рядом с интересными актерскими работами на сцене немало пустого крика, наигрыша, комикования, Особенно грешит этим арт. Ю. Харитонов в роли Стешки, председателя хутора. 

Очень хороши в спектакле хоровые номера. Их много, они разнообразны и в каждом из них хормейстером Н. Андросовой найдена своя "изюминка". Этого не хватает балетным номерам. Богатейший донской танцевальный фольклор почти никак не использован в спектакле (балетмейстер – народный артист БССР, лауреат Государственной премии СССР С. Дречин). 

Немало предстоит еще поработать над партитурой оркестру театра (дирижер А. Лапунов). Сейчас он зачастую мешает певцам несыгранностью групп, отсутствием нюансировок, точной ритмовой заданностью и излишне громким звучанием, особенно духовой группы. Но все это легко устранимо. 

В целом же постановка "Бабьего бунта" – значительный и определенный шаг в освоении современного репертуара.

Г. АБАДЖАН. 
Гродненская правда. – 1977. – 14 июня.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: