« Назад
МИСТЕР ИКС И ЕГО ТЕАТР
По сложившейся традиции на Рождество уже в десятый раз глава государства Александр Лукашенко вручил специальные премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства. Среди лауреатов 2005 года – коллектив Белорусского государственного театра. Он отмечен за подготовку цикла концертных программ, посвященных 60-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, активную концертно-гастрольную деятельность. Диплом Лауреата Президент страны Александр Лукашенко вручил директору-художественному руководителю театра, заслуженному артисту Беларуси Алексею Исаеву. Сегодня он – гость нашей редакции.
– Поздравляем вас, Алексей Николаевич, и весь коллектив театра со столь высокой оценкой вклада ваших артистов в культурную жизнь страны, в формирование имиджа Беларуси в СНГ и за рубежом. Ваш театр стремиться делать это профессионально, достойно, ярко, красочно, зрелищно. Благодаря чему все это удается?
– Спасибо за поздравления. Бесспорно, специальная премия Президента и сама атмосфера торжественной церемонии, слова благодарности за наш труд, высказанные главой государства, – весьма волнующие минуты в моей жизни. Все это окрыляет, вдохновляет меня и весь коллектив работать еще плодотворнее, стремиться и дальше радовать наших зрителей яркими, содержательными спектаклями.
Знаете, в работе творческого коллектива есть много того, что сродни восхождению альпиниста на вершину. Издали кажется, что до нее близко, а начнешь восхождение – и путь до вершины окажется ой каким тяжким и нескорым. Достижение театром очередной вершины в творчестве требует от артистов не меньше пота (в прямом смысле слова), чем у альпинистов. И шаг к вершине успеха должен быть у альпинистов абсолютно выверенным, а у артистов-солистов, музыкантов оркестра, артистов балета – до совершенства отточенным на репетициях, с полноценным и звучанием оркестра, и исполнением вокальных партий, и хореографическим рисунком спектакля или концертного номера.
Ведь все мы служим музе театра, а все, что делаем, делаем во имя "его величества Зрителя". Мы хотим, чтобы каждый вечер, проведенный в нашем театре, был действительно вечером легкого, приятного отдыха.
К нам приходят и родители с детьми на спектакли "Буратино.by", "Айболит-2002", "Сказка о спящей принцессе", и юные влюбленные на рок-оперу "Юнона" и "Авось", оперетты – "Принцесса цирка", "Летучая мышь", рок-оперу-балет "Орфей и Эвридика", и наши постоянные зрители, которые являются поклонниками театра уже на протяжении десятилетий – на каждой премьере я вижу их в партере… Завоевать своего зрителя непросто.
– А как труппе театра удается радовать своих почитателей премьерным спектаклем к открытию каждого нового сезона? И публика, и пресса отмечают, что каждая премьера у вас – это событие в культурной жизни столицы, а каждое представление – красочное, веселое, незабываемое.
– Нынешний сезон мы открыли классическим произведением Имре Кальмана "Баядера". Для нас стало доброй традицией открывать и закрывать сезон большими премьерами, что под силу далеко не каждому театру.
Почему я так рад, что постановка оперетты "Баядера" удалась и имеет успех у зрителя? Это большой, масштабный спектакль, в котором заняты не только ведущие солисты, балет, оркестр, но и весь хор: практически нет ни одного актера, не задействованного в "Баядере". Такая работа мобилизует, дает каждому хорошую перспективу для профессионального роста, что для меня как художественного руководителя очень важно.
Работа в "Баядере" открыла и зрителю, и театру нашу новую молодую вокалистку Наталью Дементьеву. Владея чудным голосом, артистизмом, обладая прекрасными внешними данными, Наталья Дементьева отлично исполняет ведущую лирическую партию Одетты в "Баядере".
Именно этой молодой солистке я как художественный руководитель театра – неожиданно и для самой актрисы, и для всей постановочной группы – доверил петь в премьерном спектакле. Это был риск, но интуиция подсказывала мне поступить именно так. Сидя в зрительном зале и слушая первую сцену, я пережил нелегкие минуты… И все же молодая певица сумела справиться с понятным волнением, и партия Одетты зазвучала легко, свободно, трепетно, нежно. Это был успех.
– По поводу рок-оперы-балета "Орфей и Эвридика" народный артист России композитор Александр Журбин отметил, что художественный руководитель постановки Алексей Николаевич Исаев затеял рискованное предприятие… Вы рисковый человек? И имеет ли право на риск директор театра?
– Кто-то, видимо, очень уверенный в себе, сказал эту знаменитую фразу: "Кто не рискует, тот не пьет шампанского! " И когда ты берешься за реализацию очередного интересного проекта, каковым, думаю, и стала постановка на сцене нашего музыкального театра рок-оперы-балета "Орфей и Эвридика", надо быть уверенным, что в коллективе есть силы – достойные солисты, музыканты, балет, чтобы такой замысел претворить в жизнь.
В нашем театре зритель увидел "Орфея и Эвридику" как спектакль синтеза жанров: рок-опера-балет. Услышал и живое пение (а не под фонограмму, как это делали прежде в других театрах). Спеть на высоком профессиональном уровне живой вокал, а не "фанеру", который к тому же дублирован по ходу спектакля хореографией, – это серьезное и трудное дело. Наши артисты справились с ним, спектакль – получился. Думаю, в данном случае риск был оправдан.
– По мнению зрителей и журналистов, пишущих о театре, Белорусский музыкальный на сегодняшний день – лучший столичный театр. За последние годы он преобразился во всех смыслах: проведен ремонт, здесь комфортно не только зрителю, но и служащим в нем артистам. Они работают с отдачей, азартом. На каждом спектакле – аншлаг. Как вам это удается – при том, что почти на всех театральных фестивалях в последнее время постоянно говорят о том, что театр в целом теряет свои эстетические позиции, зрителя, традиции реализма и вскоре его полностью заменит "попса", всякие там "фабрики заезд", шоу-бизнес поглотит театр?..
– Мы в своем театре стремимся дать зрителю максимум положительных эмоций. Ведь для каждого человека поход в театр – личный маленький праздник. Значит, начиная от гардероба, фойе, партера до момента раскрытия занавеса и в ходе самого действия представления зрителя не должно покидать ощущение легкой эйфории от театральной атмосферы, красоты, блеска… Праздника!
"Театр начинается с вешалки" – это не просто затертые от частого употребления слова великого Станиславского, это истина. В театре все должно быть прекрасно. От этого в немалой степени зависит эстетический уровень спектакля. Красота, которая окружает человека, – она же его и воспитывает: и зрителя, и тех, кто здесь работает. Мои коллеги дорожат своим театром. Ведь в театре не работают, в театре служат музам.
Что же касается поглощения театра шоу-бизнесом… Эти опасения небеспочвенны. В шоу-бизнесе, где все решают не хороший эстетический вкус и понимание высокого искусства, а лишь прибыли от "раскрутки" модного певца, все гораздо проще. Можно записать на фонограмму песни и "катать" вместе с певцом по городам и весям… Коммерциализация искусства, к сожалению, вошла в нашу жизнь.
И удержаться на плаву, а не сесть на дно нашему театру помогают искреннее служение искусству, профессионализм артистов, сохранение мною как художественным руководителем лучших традиций нашей труппы. А это прежде всего – обновление репертуара, сохранение классики, бережное отношение к артистам, которые своим талантом, дарованием, трудом гарантируют спектаклю успех. Коллектив театра должен работать в одном ритме, дышать как один человек – тогда и будет успех на сцене.
– Вы работаете а театре с 1991 года. Поклонники прежде всего знают вас как непревзойденного мистера Икс в "Принцессе цирка", графа Резанова в "Юноне" и "Авось", графа Данило в "Веселой вдове". И уже почти пять лет возглавляете Белорусский государственный музыкальный театр. Кого же в вас сегодня больше – артиста или директора?..
– Когда я принимаю в своем кабинете людей, встречаюсь с режиссерами, художниками, балетмейстерами, солистами, отвечаю на многочисленные телефонные звонки, решая все те организационные вопросы, что лежат на руководителе, я – директор, отвечающий в театре за все и за всех. Но если в этот вечер идет "Принцесса цирка" или "Юнона" и "Авось", то до 18.00 я директор, а через час – уже мистер Икс или граф Резанов.
Когда я пою партию мистера Икс, то уже в гримерной окунаюсь, перевоплощаясь, в иное время, иную жизнь, пытаясь войти в роль – я артист… Жаль, часто не хватает времени, чтобы перед выходом на сцену посидеть несколько часов в одиночестве – отдохнуть и настроиться на роль, на жизнь своего героя в совсем другой эпохе. Но вот стал замечать, что директор иногда продолжает жить во мне и на сцене. Замечаю мелкие погрешности по ходу спектакля – занавес опустили не вовремя, нужный свет включили с опозданием. Но актер вновь побеждает во мне – на рисунок спектакля это не влияет. Ход спектакля очень часто зависит и от восприятия его зрителем. По звучанию аплодисментов каждый исполнитель чувствует, как воспринимают в зале ту или иную сцену.
– Многие актеры утверждают: аплодисменты – это своего рода наркотик, без которого трудно жить. Так ли это?
– Аплодисменты – высшая награда актерам за труд. Без них и вправду трудно жить, но они еще и лакмусовая бумажка, по которой каждый из нас на сцене определяет, тот ли градус творческого накала взял. Горячие, одобрительные аплодисменты зрителей в рок-опере "Юнона" и "Авось" выводят тебя на такой виток отдачи, что после финала кажется: и сил не остается совсем… Значит, артист Исаев еще живет во мне, хотя, став директором, я пытался выдавить его из себя – и, видимо, зря. Именно выход на сцену в той или иной роли помогает мне быть в достойной физической форме. Но директора во мне нынешнем, конечно, больше…
– Часто ли мысли директора театра не совпадают с мнением коллег, постановочной группы? И если они не совпадают, как вы поступаете?
– Мой девиз в жизни – не соглашаться с тем, против чего восстает душа. Мнение коллег, подчиненных, приятелей часто не совпадает с моим собственным. Я все же больше доверяю своим вкусу, опыту, знаниям, своим наблюдениям. Ведь Белорусский музыкальный – это четвертый театр, где мне довелось работать. И многих директоров, хороших и разных, я повстречал на пути. Многому у них научился: терпению, например. Хотя по натуре я человек взрывной, но положение обязывает сдерживать себя. А свое мнение я умею отстоять и обосновать. Принимая то или иное решение, стараюсь не навредить ни театру, ни людям, здесь работающим.
– Суров бываете?
– Чтобы я стал резким, взорвался – это уж надо подчиненным здорово "постараться". Но диктат руководителя – это еще не самый худший вариант. От него бывает и польза. Люди должны выполнять свои служебные обязанности. И от кого можно потребовать большего, зная его потенциал, от того и требую…
– Что вы умеете делать, а чего – нет?
– Умею не так много. И совсем не умею отдыхать. Хочется думать, что и преднамеренного зла делать не умею.
– В одной из притч царя Соломона сказано: "Велики помыслы человеческие, но случится только то, что предопределено Всевышним". Анализируя прожитое вами, карьеру, согласитесь ли вы с этим постулатом древних?
– Если бы мне, когда я работал учителем пения в средней школе в Норильске, сказали, что я буду петь в оперетте, на эстраде, стану директором театра… Вряд ли я в это поверил бы.
Я родился в Подмосковье, в деревне Алешино, неподалеку от города Егорьевска. После начальной школы попросил родителей отдать меня в музыкальную учиться играть на баяне. В Егорьевска в музыкальном училище окончил дирижерско-хоровое отделение. В годы ранней юности, чтобы заработать, играл на свадьбах, затем с ребятами организовали свой ансамбль. И, подражая моему кумиру Муслиму Магомаеву, слава которого гремела на весь Союз, я пел, мечтал стать эстрадным певцом.
– Но как же судьба забросила вас в Норильск учителем средней школы?
– Полетел в Норильск заработать денег. Был женат, надо было содержать семью, да и родственник уговорил. Собирался работать изолировщиком, заработки по 800 рублей (по тем временам огромные деньги), плюс северные надбавки, жилье. Молодому все по плечу. Вот и поехал.
Но изолировщик из меня не получился. Когда увидел, как изолировщики на 50-метровой высоте делают свою работу, ходят по узким мосткам, больших денег уже не захотелось.
Стал работать баянистом-аккомпаниатором во Дворце культуры металлургического комбината, руководил вокальным ансамблем, а затем преподавал музыку и пение в школе. Я любил своих учеников, а они любили уроки пения. Появилась перспектива стать директором СШ. Но не было высшего педагогического образования. По направлению поступил в Красноярский педагогический на заочное отделение.
И уже сдав экзамены, проходя мимо Красноярского института искусств, увидел объявление о приеме. Мне повезло, я попал на прослушивание к профессору Екатерине Константиновне Иофель. Она убедила меня учиться петь. Так я стал студентом и стремился получить консерваторское образование. Моим педагогом по вокалу была Екатерина Константиновна. Она поставила мой голос. Ей я обязан карьерой певца.
Ее славу педагога номер один в бывшем СССР подкрепили ее ученики. Один из них – всемирно известный баритон Дмитрий Хворостовский, он пришел учиться к ней на год позже меня.
– Значит ли это, что вас привел на большую сцену случай?
– Судьба человека – не просто звук. Чтобы реализовать себя, человеку нужно поверить в свои силы, в свою судьбу и не спугнуть ее своей леностью, бездеятельностью.
Светлана СИМОНОВА. Во славу Родины. – 2006. – 26 янв.
|