Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/"Моей рукой руководит само провидение" (2007 г., Беларускі час)

"Моей рукой руководит само провидение" (2007 г., Беларускі час)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ВЛАДИМИР ЖУКОВ: "МОЕЙ РУКОЙ РУКОВОДИТ САМО ПРОВИДЕНИЕ"

press2007-19a Белорусский государственный музыкальный театр в минувшем году отметил свой 35-летний юбилей и четверть столетия с того дня, как было построено необычное по своему архитектурному замыслу асимметричное здание в исторической части Минска. Главный вход театра с парадным порталом украшают бронзовые музы. Зрители приходят сюда не только послушать оперетту, водевиль, посмотреть на известных актеров, но и полюбоваться интерьером и великолепными декорациями, которые создают атмосферу настоящего праздника.

За кулисами течет своя жизнь, не всегда понятная обычному человеку. Создание спектакля – процесс длительный не только для всей труппы, но и для отвечающих за его оформление. В музыкальном театре декорации к спектаклям изготавливают в живописно-бутафорском цехе силами 13 специалистов. Так, бутафор из папье-маше, картона, фанеры, гипса и даже поролона мастерит различные предметы. Они могут быть значительно увеличены или фантастически видоизменены (как в сказке). Все зависит от жанра спектакля и его стилистики. Есть работа и для мастера по металлу. Он со знанием дела соорудит любые металлические конструкции по эскизам художников. Сегодня цех работает над созданием декораций к детскому спектаклю "Бременские музыканты". Мне, человеку непосвященному, интересно было воочию посмотреть, как на глазах рождаются легкие изящные веера и драгоценные украшения, а также маски и шпаги, цветы и растения, головные уборы. "К сожалению, в Минске нет учебного заведения, где бы готовили таких специалистов, как бутафоры, поэтому они у нас доморощенные и учатся всему в театре", – отметила начальник цеха Тамара Жеран. 

Эксклюзивные костюмы к спектаклям шьют здесь же, в театре, в пошивочном цехе. "Работают мастерицы на новом оборудовании, – подчеркивает начальник цеха Марина Стахно. – А стимул в работе для всех – видеть результат своего труда на сцене. Поверьте, это очень приятно".

Вообще, в театре работают люди неординарные и творческие. Художник-оформитель декораций Владимир Жуков, к примеру, посвятил театру ни много ни мало 23 года. Он тонко чувствует подтекст музыкальных произведений, что и помогает ему делать яркие, выразительные картины. Проработав почти всю жизнь в театре, Владимир Александрович не видит себя иначе, как художником-декоратором. Не часто встретишь человека, так любящего свою профессию… 

Первым спектаклем, который оформил Владимир Жуков, был "Денис Давыдов". "Гусарская тема мне близка, потому и декорации получились замечательные. Премьеру посмотрел с удовольствием", – вспоминает художник. 

В театре, – наверное, потому, что Владимир старожил, – его частенько с уважением называют "мастер Жуков". 

– Для создания декораций необходимо вдохновение, настроение?.. – интересуюсь у мастера. 

– Не надо смотреть на настроение – если ты пришел на работу, то работай. А вот чтобы написать картину, которая исходит из самого твоего нутра, – для этого, конечно, необходимо и озарение, и вдохновение. Главное, чтобы в человеке был некий импульс, идущий сверху, подталкивающий его на хорошие дела. Многие художники считают, что вдохновение – это только один процент, остальное – работа, работа и работа. Однако есть мастера от Бога, их единицы, но они в самом процессе находят страсть. Нередко в нашу профессию приходят люди случайные. Да, они добросовестные, старательные. Но они – ремесленники, делающие великолепные копии. Настоящий же художник носит в себе огромный потенциал духовной энергии. 

Сам Жуков, как истинный творец, часто бывает недоволен собой: слишком самокритично подходит к тому, что создает на полотне. Самобытный художник органично себя чувствует в амплуа живописца. У него много портретов известных людей Беларуси: композитор Игорь Лученок, актриса и телеведущая Арина Ястреб, настоятель костела св. Сымона и Алены Владислав Завальнюк. Портреты, созданные Жуковым, выразительны. Художник точно подмечает черты, передающие характер человека, в них чувствуется типичность и обобщенность, несущие отпечаток времени. Но больше всего у Владимира Александровича портретов Александра Сергеевича Пушкина. 

– Я полюбил этого поэта смолоду и сейчас часто его читаю и перечитываю, – поясняет художник. – У него довольно необычная поэзия, можно сказать, я учился у него писать картины. Объясню почему. Во-первых, я стараюсь, чтобы язык был прост, глубок и в то же время возвышен. По-моему, это то основное, что есть в творчестве Пушкина, он хорошо этим владел. Во-вторых, у произведений Пушкина есть одна удивительная черта: они нравятся всем, их любят как дети, так и взрослые. Оказывается, и картину можно написать так, что она будет нравиться всем. Пушкину удалось передать саму суть произведения, и я стараюсь сделать так же в картине. Поэзия, музыка или полотно художника – это искусство, где много общего. Важный момент: настоящее искусство не имеет временных рамок. 

Задолго до террористических актов 11 сентября 2001 года художнику Жукову приснился сон… 

– Знаете, мне иногда снятся апокалипсические сны, – рассказывает Владимир Александрович, – ужасные вещи, скорее даже предвидение. Мне нравится картина Брюллова "Последний день Помпей", я люблю на нее смотреть. И вот эта картина мне как будто привиделась. Было непонятно, то ли это сон, то ли явь. Я вижу город нынешнего века, а в нем брюлловские персонажи, которые стараются укрыться от надвигающейся беды. Я никак не мог выбросить видение из головы и решил написать на эту тему фантазию. Я начал работать над картиной в 1999 году. Но 11 сентября 2001 года, когда произошла трагедия в США, я понял, что меня тревожило все это время. 

Картина Жукова впечатляет: трагическая обреченность мира чувствуется очень явственно. Черный дым застилает небо, вдалеке манхэттенские близнецы вот-вот рухнут. На переднем плане террористы в черном, с автоматами наперевес, толкают детей перед собой, прикрываясь ими. Динамика композиционного построения передается с помощью светотеневых контрастов, необычных ракурсов и произвольно сменяющихся планов. 

– Это было перед Бесланом. Я почти закончил картину, – вспоминает художник. – Зашел ко мне один знакомый и говорит: "Что это у тебя здесь голые дети делают, где ты это видел?" Я возьми да скажи, в шутку, конечно: "Моей рукой руководит само провидение". А через два дня он прибегает и, показывая на полотно, шепчет: "Это Беслан!" 

Сегодня в планах живописца создание большой работы на метровом полотне. Но об этом художник предпочитает не говорить. Философ по жизни, он жалеет о том, что в свое время не смог окончить театрально-художественный институт. Но в определенных кругах творческой интеллигенции его хорошо знают и признают. Хотя, как говорит сам художник: "Я часто ощущаю, что как-то выпадаю из этой публики и чувствую себя не совсем уютно". Он давно работает в театре и, перефразируя Шекспира, считает, что жизнь это и есть театр, только театр абсурда, поэтому, наблюдая со стороны, можно многому научиться.

Татьяна ИЛЬИНА.
Фото Дениса МИРОНЮКА. 
Беларускі час. – 2007. – 19 студз. – С. 15.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: