« Назад
ЛЮДМИЛА СТАНЕВИЧ: "МОЕЙ СУДЬБЫ ПРЕКРАСНЫЕ МГНОВЕНЬЯ…"
Ведущая солистка Государственного музыкального театра Людмила Станевич родилась в небольшой деревеньке на Могилевщине. Тогда никто и не предполагал, что эта девочка будет со временем играть на сцене графинь, знатных дам, красавиц.
– В оперетту я попала случайно, – признается Людмила Станевич. – Училась на вокальном отделении Белорусской академии музыки и мечтала об опере. Педагоги тоже связывали мое будущее с оперной сценой. Но в 1980-е годы в нашем театре было столько солистов, что идти туда было бы слишком большим риском. Опробовать свои силы сначала решила на творческой ярмарке-фестивале: в то время такая форма трудоустройства была очень популярной. Поехала в Саратов, выступила и получила невероятное количество приглашений. Можно было попасть в Ростов-на-Дону, Воронеж, Ленинград, Кемерово… Ни в одном из этих городов обосноваться не решилась. Серьезно болела моя мама – хотелось быть ближе к дому. В результате оказалась в Государственном музыкальном театре, где мне сразу предложили главную роль в оперетте Евгения Птичкина "Бабий бунт". Правда, спектакль шел недолго, хотя он очень нравился зрителям. Зал у нас всегда был полным.
– Значит, ваша творческая судьба сложилась удачно?
– Не совсем. После успешного дебюта наступил творческий простой. Исполнения заветных партий пришлось ждать несколько лет. Но я все-таки стала ведущей солисткой, играя главных героинь вместе с Натальей Гайдой. Несмотря на это, конкурентками мы с ней никогда не были. У каждой из нас свое творческое амплуа и видение тех или иных характеров. Поклонники тоже разные. Некоторые зрители не пропускают ни одного спектакля с участием Гайды или моим. Такие мгновения артисты очень ценят. Ведь мы работаем для людей. И значит, нам это удается. Кстати, нас с Натальей Викторовной связывают замечательные взаимоотношения. Она одной из первых поздравила меня с бенефисом, который недавно состоялся в театре. К этому выступлению готовилась тщательно. Со мной работали хореографы, постановщики. Директором проекта "Моей судьбы прекрасные мгновенья" стал заслуженный артист Украины и Беларуси Арнольд Ранцанц. С этим солистом ни в одном спектакле мне сыграть не довелось, но его поддержку и дружеское участие чувствовала постоянно. Бенефис прошел удачно. Коллеги забросали меня цветами, подарками. Среди них немало книг. Многие знают, что я люблю читать, и решили пополнить мою домашнюю библиотеку. Были также поздравления от Белорусской академии музыки, Национальных академических театров имени Янки Купалы и Максима Горького.
– Говорят, вы даже успели завоевать популярность в США.
– Несколько лет назад побывала там в гостях у родственников. В Америке давно живет мамина двоюродная сестра. Приехать в Минск она не может: ей 78 лет. А я съездила с удовольствием. В Нью-Йорке удалось и поработать – пела в ресторане "Русский самовар". Репертуар был разнообразный: классика, арии из оперетт, эмигрантские шлягеры. На рояле мне аккомпанировал Александр Журбин. Недавно композитор побывал в Минске на премьере своей рок-оперы "Орфей и Эвридика", которую поставили в нашем театре. Он почти не изменился – такой же жизнерадостный, энергичный.
– Остаться в Америке не предлагали?
– Не могла себе этого позволить. Дома ждали муж и сын. Да и сделать карьеру в США непросто. Там замечательно относятся к эмигрантам, но в свою сферу деятельности никого из них стараются не пускать.
– Какие роли вам больше по душе?
– В любом деле главное – профессионализм. Даже любовь с его помощью можно изобразить так, что зрители поверят в искренность ваших чувств. Хотя в жизни все может быть наоборот. Не секрет, что в творческих коллективах взаимоотношения порой бывают непростыми. Конечно, открыто проявлять личные антипатии не принято. Я тоже стараюсь сдерживать свои эмоции, на работе они абсолютно не нужны. На сцене же лучше чувствую себя с партнерами, которые совпадают со мной по энергетике.
– В последнее время многие артисты сетуют, что у нас перевелись театралы. Что думаете по этому поводу вы?
– К счастью, все наоборот. В нашем театре пустых мест почти не бывает. В принципе у каждого солиста есть фанаты. К примеру, я хорошо знаю своих поклонников. Какая-то женщина много лет приезжает на все мои спектакли из Осиповичей, хотя многие из них видела уже по несколько раз. Больше десяти лет ходит на все постановки один молодой человек. Причем всегда с цветами и стихами, посвященными моим героиням. Словом, театралы не исчезли. И это заставляет нас работать еще лучше. А на откровенную лесть стараюсь не реагировать. В подобных случаях обычно говорю: "Вам не удастся усыпить мою бдительность". Не поддаюсь и на уговоры попробовать себя в выигрышной, но, может быть, уже не подходящей для меня по возрасту роли. У артиста должен быть внутренний голос, предостерегающий от таких соблазнов. Когда-то в спектакле "Королева Чардаша" я играла красавицу Сильву. В постановке, которую хотят возродить в театре в этом сезоне, скорее всего, у меня уже будет партия ее мамы. Это реальность. Нужно уметь к ней быть готовым.
– Но выглядите вы замечательно. Как удается быть такой обаятельной и обворожительной?
– Много внимания своей внешности никогда не уделяла. Слабость питаю только к очень хорошим кремам. Да и то потому, что приходится много гримироваться, что в конечном итоге сказывается на коже. Молодость человека, прежде всего, зависит от его внутреннего состояния. Добрые, не способные на зависть и неблаговидные поступки люди, как правило, выглядят замечательно. Быть в хорошей форме помогает и творчество. Вы замечали, какие теплые и выразительные глаза у большинства художников, музыкантов, композиторов? Они будто освещены изнутри. А еще я всегда занималась спортом: баскетболом, гимнастикой, легкой атлетикой, каталась на лыжах, коньках. И сейчас в свободное время нередко хожу на каток. Когда набираю лишние килограммы, начинаю бегать. Очень помогает! Стараюсь также ограничивать себя в питании. Почти не употребляю мучного, сладкого. Позволяю себе лишь иногда выпить бокал хорошего красного вина и не могу отказаться от блюд, приготовленных моим мужем. Он – великолепный кулинар и иногда заменяет меня на кухне.
– Как предпочитаете проводить свободное время?
– В принципе его не так уж и много. Вообще лучше всего отдыхаю на природе. Люблю уединение. По характеру я не светский человек: обычно избегаю больших приемов, тусовок. Хожу туда только если нельзя отказаться от приглашения. Довольно часто меня можно видеть гуляющей по городу в спортивной куртке и кроссовках. Чувствую себя в такой одежде очень уютно. Отпуск обычно проводим всей семьей на море или на даче у знакомых. Собственную дачу планируем купить к следующему лету. Сажать там ничего не будем. Но цветы разведем обязательно. Я их обожаю. Особенно полевые. До сих пор, как в детстве, плету венки и даже иногда пускаю их по реке.
– Кто придумывает для вас туалеты?
– Сама. Правда, мои эскизы не всегда нравятся нашим костюмерам. Порой с боем приходится отстаивать свою точку зрения. Но эта борьба не напрасна. Не могу играть в полную силу, если что-то не так с моим нарядом. На прошедшем бенефисе в течение вечера мне пришлось поменять двенадцать платьев. Все их придумала сама. После школы хотела стать художником-оформителем и год отучилась в Бобруйском художественном училище. Когда появится больше времени, снова вернусь к своему увлечению: начну писать картины. Скорее всего, пейзажи и натюрморты.
– Какие черты характера больше всего цените в людях?
– Честность и порядочность. В последнее время мы почему-то стали стесняться искренности, благородства, бескорыстия. Некоторые знакомые даже считают меня немного наивной. Не думаю, что это порок. Неспроста некоторые люди с возрастом становятся интереснее. В юности хорошо выглядеть – заслуга молодости. С годами все зависит только от самого человека. Постепенно мы достигаем определенной вершины, избавляемся от комплексов, раскрываем лучшие стороны своей личности. Надеюсь, я тоже изменилась в лучшую сторону. Раньше мне нередко мешали природная застенчивость, стеснительность. Теперь я стала более общительной, свободной. И очень этим довольна.
– Сын не собирается пойти по вашим стопам?
– Станислав учится в десятом классе. Кем станет, пока не известно. Музыкальную школу он бросил, хотя вырос в театре. Оставлять его было не с кем, вот и брала с собой почти на все репетиции, спектакли.
– Некоторые артисты сегодня нередко меняют амплуа. К примеру, Наталья Гайда недавно попробовала себя в роли драматической актрисы. Что думаете по этому поводу вы?
– Возможно, и я решусь на подобный шаг. По крайней мере, такое предложение уже есть. По-видимому, каждому артисту хотелось бы попытаться раскрыть себя с другой стороны, испытать свои силы, талант. Главное, не спешить и относиться к любому начинанию честно. Тогда будут и успех, и любовь зрителей.
Алла КАЗАКОВА. Минский курьер. – 2005. – 5 янв. – С. 13.
|