« Назад
МУЗЫКА БЕЗ ГРАНИЦ
29 сентября премьерным спектаклем "Баядера" открылся очередной 36-й сезон в Белорусском государственном музыкальном театре. Его репертуарную афишу нельзя представить без классического жанра – доброй старой оперетты, по-прежнему вызывающей ностальгические чувства и восторг у всех поклонников жанра, которых с годами не становится меньше. Чарующие мелодии Кальмана, которые у всех на слуху, и знакомое название произведения с неослабевающей силой манят зрителей в театр – ведь в каждой новой постановке их ждут новые эстетические переживания. А эта премьера интересна ещё и тем, что в её создании принимали участие театральные деятели России.
Нынешний директор и художественный руководитель Белорусского музыкального театра Алексей ИСАЕВ – выходец из России. Уроженец Подмосковья, он волею судеб оказался вдали от столицы, работал в Ростовском театре оперетты, а в конце 1991 года по приглашению руководства Белорусского театра музкомедии переехал в Минск. Здесь он сразу стал ведущим солистом театра, исполняя все партии баритонового репертуара. Через 10 лет, в 2001 году, он был назначен директором, а спустя три года ещё и художественным руководителем театра, который к этому времени, благодаря жанровому разнообразию постановок, уже изменил свой статус, став по определению музыкальным театром, тем самым значительно расширив рамки своего творческого диапазона.
Невзирая на совмещение двух руководящих должностей, А. Исаев не покидает сцену, работает в спектаклях текущего репертуара. Для постановки "Баядеры" он пригласил режиссёра из Ростова – народного артиста России Юрия Дрожняка, который работал над спектаклем вместе со своим коллегой по творческому цеху сценографом Владимиром Пермяковым – заслуженным деятелем искусств Кубани. Остальные члены постановочной группы – ведущие специалисты Белорусского музыкального театра во главе с главным режиссёром Анастасией Гриненко. Художественное руководство постановкой принадлежит Алексею Исаеву, он является также исполнителем главной роли – советника индийского посольства Раджами, находящегося с дипломатической миссией в Париже. Но так как в постановке задействован не один состав, пальму первенства в премьерных спектаклях Алексей Исаев отдал своему партнёру – одному из ведущих солистов театра Антону Заянчковскому. "Для него играть премьеру значительно важнее, чем для меня, – говорит Алексей Николаевич, – и я, как руководитель театра, не могу злоупотреблять своей властью и лишать актёра такой возможности. К тому же, при подготовке спектакля для меня на первый план выходило художественное руководство постановкой и решение многочисленных административных вопросов – эта сфера деятельности для меня относительно нова и очень увлекательна, а как актёр я уже давно состоялся, и сцена от меня никуда не уйдет".
Итак, перед зрителями предстал яркий спектакль с развёрнутой музыкальной драматургией, эффектной оркестровкой и мелодической насыщенностью, где так называемые парижские темы и американские танцевальные ритмы искусно переплетаются с восточными, условно-ориентальными интонациями (благодатная почва для полёта фантазии постановщиков!). Так, дирижёр-постановщик Александр Сосновский, в частности, отмечает: "Мы старались очистить музыку от налёта старой провинциальности, излишних надуманных фермат, чтобы она лилась легко, непринуждённо и без излишней слащавости".
Заданный музыкальной драматургией восточный колорит художник-постановщик стремился воплотить и в сценографии, где среди роскошных красочных драпировок смысловой доминантой выделяется цветок лотоса – символ Востока, из которого как бы рождается баядера. Тот же колорит присутствует и в костюмах соответствующих персонажей. Особенно красочно смотрятся восточные наряды артистов балета в хореографической сюите "Розы востока" и других хореографических миниатюрах. И здесь нельзя не сказать о сверхзадаче, поставленной перед исполнительницей главной роли – парижской актрисы Одетты, которая каждый вечер предстаёт в ревю в образе баядеры и в которую беззаветно влюблён индийский дипломат Раджами. Пожалуй, в этой оперетте роль главной героини намного сложнее, чем в любой другой: ей изначально предстоит совмещать в себе два противоположных образа – томной восточной красавицы и эмансипированной европейской женщины. Совмещение этих ипостасей усложняется ещё и чисто технической актёрской задачей – солистка-вокалистка должна предстать перед зрителем и как танцовщица, притом в окружении артистов балета – ведь только так она будет убедительна в образе баядеры. Можно представить, какими качествами при этом она должна обладать.
Так как в спектакле задействовано несколько составов, то в роли главной героини поочерёдно выступают Маргарита Александрович, Лидия Кузьмицкая и Наталья Дементьева. При подборе исполнительниц, помимо необходимых вокальных данных, обязательно учитывались и следующие критерии: молодой возраст, безупречная сценичность и самое главное – пластичность и хореографическая подготовка. Без всего этого нельзя браться за создание образа баядеры. Всем исполнительницам эта роль удалась, в том числе и дебютантке Наталье Дементьевой, выпускнице Белорусской академии музыки. Это не просто многообещающий, скорее – самоутверждающий дебют начинающей солистки, притом в роли главной героини. Просто поражает невероятное сочетание в этом юном создании всех необходимых актрисе достоинств, которые венчают потрясающая сценическая внешность и просто ослепительная красота. А что касается непосредственно вокальной партии Одетты, насыщенной большим количеством технических сложностей, то Наталья Дементьева справилась с ней без видимого напряжения, лаская слух кристально-звенящей чистотой своего крепкого сопрано (несмотря на молодость, она уже является лауреатом международного конкурса вокалистов).
Примечательно, что в этом спектакле занята практически вся труппа театра – 150 человек. Хормейстер-постановщик Светлана Петрова провела очень значимую для спектакля работу – это не только эффектные, захватывающие своим звучанием хоровые партии, но и продуманные "разводки", когда артисты хора выступают в роли собирательного действующего лица, что придаёт дополнительную динамику в развёртывании сюжетной линии спектакля. Балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка России Нина Дьяченко, в свою очередь, создала не только чисто балетные номера и хореографические миниатюры, но и всю пластическую линию спектакля. Режиссёр-постановщик Юрий Дрожняк с удовлетворением отметил высокий профессионализм всех участников постановочной группы и труппы театра в целом. Ознакомившись с рядом спектаклей, поставленных здесь в различных жанрах, в том числе и балетных, он убедился, насколько богат творческий потенциал Белорусского музыкального театра. "Бесспорно, это театр столичного уровня, – сказал он. – Здесь стабильная, высокопрофессиональная труппа, давние театральные и культурные традиции и, что немаловажно, высокая культура производственно-технических цехов".
Говоря об этом театре, хотелось бы несколько шире представить деятельность его директора и художественного руководителя. Сразу после приезда в Минск Алексей Исаев не только стал ведущим солистом театра, но и начал активную концертную деятельность – сотрудничал с Игорем Лученком, Эдуардом Ханком, Эдуардом Зарицким и другими белорусскими композиторами, выступал с различными оркестрами, в том числе военными, участвовал в вечерах, где присутствовали первые лица государства, и так далее. Успехи Исаева в театре и на эстраде способствовали тому, что его деятельность заметили и одобрили не только в управлении культуры Мингорисполкома, но и в министерстве культуры. Он неоднократно становился лауреатом различных республиканских премий, получил звание заслуженного артиста Республики Беларусь. А летом текущего года Алексей Исаев был награждён медалью Франциска Скорины – за значительный личный вклад в развитие белорусского музыкального искусства и высокое исполнительское мастерство. Имеет он также и юбилейные медали силовых структур – "80 лет Вооружённым Силам Республики Беларусь" и "80 лет Белорусской милиции". В числе наград Алексея Исаева есть и российская – медаль в честь 850-летия Москвы, которой он был удостоен за активную концертную деятельность в столице России. "Беларусь – единственная из республик бывшего Союза, где я могу жить и чувствовать себя как дома, – говорит Алексей Николаевич. – Она дала мне всё: возможность заниматься любимой работой, признание, жизненное благополучие. Я уже давно здесь стал своим. Но связей со своей родиной, конечно, не порываю и поддерживаю их. Наш театр и впредь будет сотрудничать с маститыми российскими авторами и театральными деятелями. В частности, в этом сезоне планируется постановка новых произведений Алексея Рыбникова и Марка Самойлова".
Зоя ЛЫСЕНКО. Литературная газета (Москва). – 2005. – 26 окт.
|