Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Музыка хорошая – да дети мешают… (1995 г., Советская Белоруссия)

Музыка хорошая – да дети мешают… (1995 г., Советская Белоруссия)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

МУЗЫКА ХОРОШАЯ – ДА ДЕТИ МЕШАЮТ...

или О Бабе-Яге, победившей "Деревянного рыцаря" 


Встречаю как-то знакомого композитора. "Все! – говорит. – Больше оперетт не пишу. Одна морока с этой музкомедией. Теперь пишу для детей. Чтобы детки, значит, сами пели и плясали. И как я раньше не додумался?.."

Что ж, неплохая идея. Может, и самой попробовать? Ведь смогу же – запросто! Если в нынешних песнях "для взрослых" хотя бы три аккорда требуются, то детям и двух хватит... Пара таких песенок – вот и цикл. Или даже детская опера. И главное – критики никакой. Одного боюсь: как бы собственные дети не узнали. Засмеют!

Наши дети растут – а музыка для них, увы, в эмбриональном состоянии. Лекторы детской филармонии, руководители детских коллективов, педагоги и воспитатели задыхаются из-за отсутствия репертуара – при его... все возрастающем количестве! Нет, они вовсе не требуют шедевров, но ищут хотя бы мало-мальски приличные песни. Стоило только выйти в свет сборнику Леонида Захлевного "Вераснёвы вальс", как он мгновенно (и вполне заслуженно) стал "бестселлером", исполняемым и детьми, и взрослыми.

Не спорю, время от времени белорусские композиторы по-настоящему радуют маленьких меломанов. Так появились чудные инструментальные миниатюры Галины Гореловой, оригинальные театрализованные детские хоры Вячеслава Кузнецова, джазово-пикантные песенки Владимира Доморацкого, полные классического благородства пьесы Генриха Вагнера...

И все?..

Есть еще театр. В том числе музыкальный (правда, в последнем белорусские композиторы редкие "гости"). 17-й сезон идет в ГАБТе остроумно-фееричный балет "Чиполлино". Несмотря на изрядно обветшавший реквизит, я и сегодня поставила бы этот спектакль на место музыкального лидера – столько ярких мелодий, неожиданных поворотов, блестящих инструментальных находок таит в себе партитура Карэна Хачатуряна!

Современно музыкальна, гармонична опера болгарского автора А. Владигерова "Волк и семеро козлят". В Государственном театре музыкальной комедии привлекает "Стойкий оловянный солдатик", освещенный талантом петербургского композитора С. Баневича. Это – во "взрослых" театрах.

Существуют в Минске и два "специализированных" театра, носящих гордое звание "детский музыкальный": при ГАБТе и при театре музкомедии. В театре-студии при ГАБТе к тому же исполнителями являются сами дети. На их спектаклях можно умиляться чистенькому пению, почти взрослому артистизму, нарядным костюмам, трогательным личикам. Но что они поют? "Питер Пэн", заказанный четыре года назад Александру Будько, в то время еще студенту-композитору, язык не поворачивается назвать полновесным мюзиклом. В основу спектакля "Кот в сапогах" положена давно и справедливо забытая опера Цезаря Кюи – современника П.И. Чайковского. Постановщики приложили максимум усилий, чтобы приспособить этот музыкальный материал к своим специфическим условиям: сделали массу купюр, заказали оркестровку на камерный состав, который не заглушал бы детские голоса. В результате получился спектакль, роскошный по зрелищу, но тривиальный по музыке.

Год назад в студии ГАБТа состоялась третья (и пока последняя) премьера – "Осторожно! Баба-Яга!' петербуржца Виктора Плешука. С этой, с позволения сказать, "оперой" вообще связана особая страница белорусской театральной жизни. Спектакль первоначально был поставлен в детском театре-студии "Сказка" при театре музкомедии – и снят с репертуара после убийственной критики. А потом... благополучно перекочевал на престижнейшую сцену ГАБТа?! Фантастика! Мой скептицизм по отношению к готовящемуся "перезахоронению останков" пытались развеять уверениями в том, что новый вариант станет полной реабилитацией раскритикованного творения. В действительности же, вместо позорной фонограммы, сделанной на синтезаторе, появилось исполнение под оркестр. В остальном – перенос в масштабе 1:1. Кстати, появлению "Бабы-Яги" предшествовала небольшая историйка.

Первоначально театр "Сказка", о создании которого так мечтали, предполагалось "освятить" белорусскими произведениями – и молодому автору Сергею Бельтюкову заказали "Деревянного рыцаря". Когда музыка была написана, вдруг сочли либретто, которое сами предложили композитору, неудобным для театральной постановки. И спешно ухватились за "Бабу-Ягу", решив малыми средствами сделать большое дело.

В дальнейшем в "Сказке" появлялись и подлинно музыкальные спектакли – вроде оперы уже упомянутого С. Баневича "Снежная королева". Был и маленький шедевр – "Детский альбом" на музыку П. Чайковского (однако не имеющий ничего общего с обозначенным жанром оперы). В целом же наметился явный уклон нашего детского музыкального театра к созданию на его базе некоего петербургского "филиала": что поставлено у "них", то переносится к нам. И это можно было бы только приветствовать, если бы параллельно шла активная, планомерная работа с белорусскими авторами. Увы, ее нет.

К величайшему сожалению, сам факт постановки на сцене этого театра единственной белорусской партитуры выглядит скорее вынужденной необходимостью, нежели результатом обоюдозаинтересованного, долгосрочного сотрудничества. Речь идет об опере Виктора Войтика "Вясновая песня". Ее премьера, закрывающая сезон 1993 года, прошла на удивление тихо. Невозможно предъявлять какие-либо претензии к авторам, которые за невиданно короткий срок достаточно профессионально выполнили возложенный на них срочный заказ (на все написание оперы от первой буквы до последней ноты ушло всего около двух месяцев). Но я не оговорилась: авторы выполнили заказ. Именно выполнили – и не более.

Композитор как мог облагородил незатейливый сюжет музыкой, полноценной оперной драматургией. Режиссер Сусанна Цирюк, художник Юрий Хариков и вовсе сотворили невозможное, создав поэтичную, чарующую атмосферу по-детски восторженного видения мира. Но все это – лишь косметика, безжалостно смываемая ливнем недетских рассуждений на тему "каб выжыць, трэба ціха жыць".

Да, тяжковато у нас с детским репертуаром. Тем более обидно, когда созданные произведения тихо стареют в ожидании своего часа. Опера В. Кондрусевича "Тайна старого замка", отрывки из которой звучали в концертах, давным-давно была принята ГАБТом к постановке – и до сих пор не увидела свет рампы. Пять лет назад Олег Ходоско вступал в Союз композиторов с балетом "Золотой ключик". Все охали, ахали, называли автора "белорусским Баневичем" – а балет так и не поставлен. Как не изданы детские песни О. Елисеенкова, многие страницы белорусской камерной музыки...

Возникает вопрос: а действительно ли мы хотим дать нашим детям все самое лучшее? Да, мы изредка делаем им "подарки". Им – или себе, для собственного самолюбия?

Один лишь пример. Судя по небольшой публикации в еженедельнике "Літаратура і мастацтва", Республиканский центр эстетического воспитания детей проводил специальный конкурс на лучшее произведение. Были там и такие разделы, как музыкальная пьеса (сказка) и песня. Согласно условиям конкурс должен был завершиться к 1 апреля этого года, Подзабыв имена победителей, я стала накручивать номера телефонов членов жюри. И тут оказалось, что итоги конкурса вообще не подводились. Из-за отсутствия в нем... участников! Мало того – ведущие детские композиторы слышали об этом конкурсе впервые. Не были официально оповещены ни руководство Союза композиторов, ни секция музыки для детей и юношества. Что это, обычное недоразумение, просчет в организации?

А ведь такой конкурс не просто нужен – необходим! Причем на самом высоком уровне! Только, быть может, не надо ограничивать его музыкальной сказкой и песней. 

Детская музыка, как мне кажется, сегодня острее, чем когда-либо, нуждается в нетрадиционном подходе, безудержном полете фантазии, раскрепощении творческого воображения композиторов.

Почему бы не познакомить детей с блистательной классикой – опусами Б. Бартока, Б. Бриттена (включая его "Давайте создадим оперу!"), со "взрослой" музыкой Моцарта, Дебюсси, Дж. Крамба? Глядишь, тогда не только дети, а может, и сами композиторы почувствуют, что Музыка (тем более, для детей!) должна быть не просто ля-ля-ля, трум-трум-трум. Не просто звуковым сопровождением некоего сомнительного текста, а целой Вселенной! Огромным загадочным миром, который тем и интересен, что его нельзя пересказать просто словами.


Надежда БУНЦЕВИЧ.
Советская Белоруссия. – 1995. – 3 янв.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: