« Назад
НА СЦЕНЕ – ГЕРОИНИ КАЛЬМАНА
К какому бы жанру ни обращался Белорусский государственный музыкальный театр, но без доброй старой оперетты он всё же полноценно существовать не может. Да и куда уйдешь от классики? И тем более – от чарующих мелодий Кальмана.
Итак, очередная премьера театра – одна из выдающихся венских оперетт "Королева чардаша" в постановке Бориса Второва. Но сила ассоциаций настолько велика, что для театралов эта постановка все равно остается "Сильвой". Известны три основных названия этой оперетты: наиболее распространенное – "Сильва", а также "Королева чардаша" и "Княгиня чардаша". Кстати, последнее из них может претендовать на исключительность, так как оно является наиболее "историчным": состоявшаяся в 1915 г. в Вене премьера новой оперетты И.Кальмана называлась именно "Княгиня чардаша".
Но… все течет, все изменяется. А в музыкальном театре наибольшие изменения на пути своего развития претерпела именно оперетта, и особенно – на советской сцене. Вольно или невольно, но постановочные традиции тех времен уже стали своеобразной классикой для дня сегодняшнего. Именно поэтому облегченная сюжетная линия спектакля, где в центре внимания – всепобеждающая любовь (при этом низшее сословие как бы возвышается над высшим), и воспринимается нашей публикой как настоящая "Сильва".
Многие из присутствующих на этой премьере помнят "Сильву" в блистательной постановке Вячеслава Цюпы, премьера, которой состоялась в 1986 г. Главные роли в этом спектакле исполняли Наталья Гайда и Григорий Харик – непревзойденный дуэт, который завораживал зрителей. И если Григория Харика, исполнителя роли Эдвина, уже более десяти лет нет не только в театре, но и в стране, то Наталья Гайда снова предстала перед зрителем в роли… матери Эдвина. Но взбунтовавшееся зрительское восприятие упорно не принимало ее в этом амплуа, и таким образом на сцене было две Сильвы: сегодняшняя – Людмила Станевич и непреходящая (невозможно сказать бывшая) Наталья Гайда.
Нынешняя постановка отличается от предшествующей прежде всего текстом либретто, а следовательно–сюжетной линией. Вячеслав Цюпа ставил спектакль, используя наиболее распространенную у нас пьесу М. Мишина и Я. Фрида, а Борис Второв – пьесу Ю. Шишмонина, созданную по мотивам венгерских авторов. Что касается музыкального материала, то он остался без изменений, за исключением двух вставных номеров, рассчитанных на Наталью Гайдa.
Итак, в новой постановке параллельно развиваются две сюжетные линии: перипетии любовных отношений Сильвы и Эдвина и ретроспектива жизни матери Эдвина – бывшей "красотки кабаре", а ныне княгини. Таким образом, на сцене были две главные героини, воплощающие, в сущности, один и тот же образ.
Прямо скажем, нелегко пришлось Л. Станевич – исполнительнице роли Сильвы. Мало того, что она была в спектакле не единственной героиней, так еще ей пришлось соперничать с самой Натальей Гайда. Это вынужденное соперничество было обусловлено не столько сюжетной линией спектакля и столкновением двух женских образов, сколько тем обстоятельством, что Наталья Гайда в предшествующей постановке сама блистательно играла Сильву. Непревзойденной она и осталась, хоть в данном спектакле выступала, казалось бы, в другом амплуа. Даже в те минуты, когда Наталья Гайда находилась за кулисами, магическая сила королевы чардаша каким-то особым магнетизмом ощущалась на сцене.
В этом спектакле вместе с Сильвой несколько притененным оказался и Эдвин, роль которого исполнял ведущий солист театра Антон Заянчковский. И дело тут не столько в игре актеров, сколько в эмоциональной атмосфере всего спектакля, где господствовала королева чардаша. Вот только, пожалуй, самого чардаша – искрометного и зажигательного танца – было на сцене маловато. Ведь у Кальмана чардаш определяет всю музыкальную атмосферу спектакля и является кульминационным пунктом каждой сцены, эмоционально и красочно завершая ее. (Отметим, что режиссер-постановщик, в принципе, разделяет это мнение.)
Бесспорным достоинством спектакля является отсутствие банальных опереточных штампов, заостренная сюжетная ситуация в противовес салонной поверхностности действия. В целом эта постановка отличается интеллигентностью и выдержанностью, в чем, впрочем, можно усмотреть и некоторую ее суховатость.
Но не бывает оперетты без колоритных характерных персонажей, роли которых в этом спектакле исполняют любимцы публики Герман Козлов, Арнольд Pанцанц, Анатолий Костецкий и другие "ветераны сцены". Примечательно то, что существует несколько составов исполнителей. Это дало возможность задействовать в постановке артистов младшего поколения, которые в последние годы пополнили труппу театра. Таким образом, в новом театральном сезоне зрителей еще ждут сюрпризы и новые открытия.
Зоя ЛЫСЕНКО. 7 дней. – 2003. – 14 июня.
|