Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Наследный вундеркинд (2011 г., Советская Белоруссия)

Наследный вундеркинд (2011 г., Советская Белоруссия)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

НАСЛЕДНЫЙ ВУНДЕРКИНД

press2011-19a Вчера за дирижерским пультом Белорусского государственного музыкального театра во время спектакля "Аршин мал алан" (эту постановку руководство коллектива уже выдвинуло на Национальную театральную премию) блистал лауреат многочисленных международных конкурсов, дирижер Азербайджанского театра оперы и балета Эйюб Кулиев, чье имя внесено в "Золотую книгу молодых талантов Азербайджана".

В 2010 году состоялся его дебют в США: он выступил с оркестром Olympia Players в "Карнеги–холл". И сегодня, помимо этого коллектива, сотрудничает с известными оркестрами — Венским, Загребским, "Чешскими виртуозами", "Тосканини филармоник" (Италия), Colours (Греция). Список и масштаб достижений 27-летнего дирижера впечатляет. Отрадно, что европейская звезда Эйюб Кулиев намерен расширять сотрудничество с Беларусью.


— Первый раз я приехал в Минск в 2007 году. В День независимости Азербайджана у нас с отцом (Рамиз Кулиев — народный артист Азербайджана, профессор, заведующий кафедрой азербайджанских народных инструментов Бакинской музыкальной академии) состоялся концерт с симфоническим оркестром, которым руководит Александр Анисимов. Через год мы выступали в вашей филармонии. И вот сейчас третий визит. На этот раз — в качестве дирижера. Я ведь начинал как народник. Играл на нашем народном инструменте — называется тар.

Мой первый концерт знаете, где прошел? В Большом зале Московской консерватории на юбилейном вечере Мстислава Ростроповича. Мне было 8 лет. Там выступали Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Юрий Башмет, Николай Петров, Владимир Спиваков, Максим Венгеров. До этого Ростропович приезжал в Баку на свой юбилей. Мы исполнили с папой его любимое произведение "Славянский танец" Дворжака. После того как закончили, Мстислав Леопольдович повернулся к нашему тогдашнему президенту Гейдару Алиеву и сказал: "Это чудо!" После пригласил нас в Москву — и началось: гастроли, концерты...

— Наверное, после такого старта многие двери для вас были открыты?

— Нет, несмотря на высокую оценку от Ростроповича, все равно право на творчество и работу нужно было доказывать. В 15 лет я поступил в Бакинскую музыкальную академию, потом в аспирантуру Санкт-Петербургской государственной консерватории, прошел стажировку в Венском университете музыки и изящных искусств.

— Как оцениваете версию "Аршин мал алан" в Минске?

— Эта оперетта — неотъемлемая часть нашей культуры, наше культурное достояние. Одно из самых популярных произведений великого азербайджанского классика, автора гимна и первой национальной оперы "Лейли и Меджнун" Узеира Гаджибекова. "Аршин мал алан" — очень популярное произведение не только в Азербайджане. Ее поставили в Нью-Йорке, Пекине, Анкаре, странах Европы. В Китае первая постановка была осуществлена в 1953 году. В Баку спектакль тоже идет. И это творческий подвиг вашего театра — воплотить совершенно другую мелодику и интонации на таком профессиональном уровне. Вам повезло с солистами. Они нашли общий язык с нашим режиссером Хафизом Гулиевым, балетмейстером Мединой Алиевой и за счет творческой сплоченности смогли добиться высоких результатов.

Надеюсь, это не последний наш совместный проект. Может быть, осуществим постановку балета Фикрета Амирова "1000 и одна ночь". Это потрясающее произведение, одно из его последних.

press2011-19b_th — Как оцениваете положение классической музыки в Азербайджане сегодня?

— Многое изменилось. Премьера первой оперы на Востоке состоялась именно в Баку 25 января 1908 года. И тогда мало кого в Азербайджане интересовала классическая музыка. Люди просто не знали, что такое опера. Были отдельные концерты, а так чтобы 3–4 часа подряд что-то слушать... Да и женщинам не разрешалось выходить на сцену. Женские партии играли мужчины. Приблизить классическое искусство к народу было непросто.

— И в каком году женщинам разрешили выходить на сцену?

— В 20-х гг. Первой на сцену вышла Шовкет Мамедова. Это удивительная история. Она училась в Италии, после вернулась. Ей не разрешали петь в театре, но она все же рискнула. Исполнила, по-моему, партию Кармен. И после спектакля ее просто хотели убить. Она убежала от разъяренных зрителей, а потом переехала в Тифлис и долгое время боялась вернуться на родину. Но потом приехала в Баку, основала вокальную школу, работала в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета.

— А почему она вызвала такое неприятие?

— Мужская часть публики, особенно элита — беки, купцы, считали, что женщина должна сидеть дома, растить детей, ухаживать за мужем и готовить еду. Она не могла работать... Но сейчас у нас совсем другая, открытая страна. Иные условия, XXI век. Да, говорят, что в Азербайджане есть нефть и газ, поэтому у нас и культура на подъеме. Но нефть, газ есть и во многих других странах, а великих музыкантов — нет, таких, например, как Муслим Магомаев, Рашид Бейбутов, Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Кара Караев — ученик Шостаковича.

— Эйюб, а вы успеваете следить за событиями в поп-культуре? Рады победе Азербайджана на "Евровидении"?

— Конечно. Приятно осознавать, что через год конкурс будет проходить в Баку. Не сомневаюсь, что на этот раз ваша страна будет в финале и займет достойное место. Я знаю, что это такое. Сам прошел 4 конкурса. Это всегда испытание, нервы, психологическое напряжение, которое не отпускает тебя даже после того, как все закончилось. В октябре прошлого года я выиграл Международный конкурс дирижеров имени Артуро Тосканини в Италии. На нем 20 лет никому не вручали I премию. И вдруг мне вручили. Представляете мое состояние? Это такая ответственность! Лучше о ней не задумываться, а то просто можно перестать двигаться дальше.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ.
Фото: Александр РУЖЕЧКА.
Советская Белоруссия. – 2011. – 19 мая. – С. 9.


Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: