« Назад
Нажми на клавиши, продай талант!
Музыкальный театр приглашает 7 и 8 ноября на премьеру "Свадьбы в Малиновке"
"Кони стоят пьяные, хлопцы запряженные", "Хочешь сто мильонов? Да бери усё, я себе еще нарисую", "Гадский папа"… Эти цитаты никогда не кончаются. Кинокомедию "Свадьба в Малиновке" по одноименной довоенной оперетте Бориса Александрова посмотрели в 1967 году около 75 миллионов зрителей. До сих пор фильм в ротации ТВ. На нем выросли три поколения.
Закономерный вопрос режиссеру-постановщику спектак¬ля — главному режиссеру Белорусского государственного академического музыкального театра (БГАМТ) Михаилу Ковальчику:
— Михаил Станиславович, как вы намерены победить бессмертную кинокомедию? Ведь если со сцены не будут лететь искры…
— Искры полетят. Но я не ставил задачи, которую вы обозначили словом "победить". Кино и театр — разные виды искусства. У театра достаточно собственных выразительных средств, у него есть живой актер и возможность сотворить чудо единения зала и сцены.
— Классическая советская оперетта стала редкой птицей в наших театрах. "Свадьбе в Малиновке" в следующем году исполнится 80 лет. Старье?
— Как бы не так. Приходите и вы увидите, насколько эта музыкальная комедия злободневна. Не только потому, что в украинских малиновках, где происходит действие, опять идут "свадьбы", которые, по сути, являются военными операциями.
Фон оперетты сложный, тяжелый — гражданская война. Однако на этом фоне возникла легкая, озорная комедия, насыщенная живописными народными сценами и добродушным юмором. В советские времена ее ставили очень многие театры, зная заведомо, что любимым героем будет не красный командир Назар Дума, а Яшка-артиллерист или Попандопуло.
— Феномен еще и в том, что в "Свадьбе…" нет главных героев. Точнее, там все главные.
— И нет маленьких ролей. Все персонажи вошли в историю, но не стали архаичными. Конечно, кое-что понадобилось уточнить, и я сделал литературную и сценическую редакцию либретто Леонида Юхвида, которое писалось в 1930-е. Глубоко проникся музыкальным материалом, аранжировал его дирижер-постановщик Николай Макаревич.
— Режиссеры прогибают сценические произведения под себя, потому что те устаревают?
— Если говорить о музыкальном жанре, то мелодии Кальмана, Легара, Штрауса никак не могут устареть — они гениальны. Устаревает либретто. Оно отражает те реалии, которые со временем исчезли или не вполне понятны зрителю. Меняется взгляд на исторические события, меняются сами исторические ценности. И здесь режиссер может поделиться своим видением минувших событий. Я к истории отношусь уважительно, бережно, историю нельзя переписывать. В данном случае опереточный пересказ жизни украинского села, которое в гражданскую войну переходит из рук в руки, мною воспринят нейтрально.
— Вы за красных или за белых?
— Ни за этих, ни за тех. Мы даем галерею характеров. Никого не хочу судить, пусть зритель сам делает выводы. Буденовцы и врангелевцы для нас — история, которую нужно изучать, над которой можно размышлять. В финале спектакля будет настоящая свадьба — мы женим Яринку и Андрейку. Это логика жизни: народу не нужна война. Хочешь разрядиться — пляши на свадьбе.
— Все помнят блистательные актерские киноработы Водяного, Пуговкина, Федоровой, Носовой, Сличенко… А вы довольны своими актерами?
— Очень доволен. Актеры разыгрались, потому что им нравятся их роли. Денис Нем¬цов покажет Яшку-артиллериста, отличного от того, каким он был у Михаила Пуговкина. Яшку пацаненком погнали на Первую мировую войну. Да, воевал честно, но и наглости набрался: "Дед, скидывай сапоги. Не то, раз — и вдрызг". Он усвоил: у кого оружие — тот и власть, но остался нормальным человеком. Хороший драматургический материал у Антона Заянчковского, который играет Назара Думу. Это новый Заянчковский. Назар — не Герой Героич, а отец и муж в первую очередь. И так могу сказать о каждом.
— Как в вашей постановочной команде оказалась хореограф из России Наталья Москвичева?
— Она главный балетмейстер Свердловского театра музкомедии, у которого в сентябре были в Минске большие гастроли. Все танцевально-пластические номера Москвичева органично вплела в ткань "Свадьбы…". Наши актеры в Наталью Анатольевну просто влюбились.
— Банда Грициана разъезжает по сцене на автомобиле. Красноармейцы будут на конях?
— Нет, но тачанку с пулеметом я вам обещаю.
Светлана Шидловская Минский курьер. – 2015 – 4 ноя.
|