« Назад
"НЕДЕЛЯ ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ"
Гастролирующий в Новгороде Государственный театр музыкальной комедии БССР представил на суд зрителям оперетту "Неделя вечной любви". Как же национальная тема выражена в этом спектакле? Можно понять интерес зрителей, с которым они встретили появление спектакля, отражающего творчество сегодняшней Белоруссии.
Оперетта "Неделя вечной любви" – результат совместных дружных усилий молодого коллектива театра с композиторами и поэтами Белоруссии. Народный артист БССР лауреат государственной премии БССР композитор Юрий Семеняко плодотворно сотрудничает с театром. Он и написал музыку к современной пьесе В. Зуба. Над сценическим вариантом пьесы вместе с ним работал поэт А. Вольский и режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств РСФСР С. Штейн. Главным действующим лицом оперетты по праву можно назвать юность. Лейтмотив всего спектакля – мелодия песни "Любовь, любовь", потому что, где молодость, там и любовь. Герои спектакля, появляющиеся в финале в спецовках строителей, символизируют советскую молодежь, строящую завтра нашего общества. И в музыке, и в танцах спектакля звучит тема, раскрывающая энтузиазм молодых, неустрашимость, силу и искренность чувств. Эту тему донесла до зрителя музыка Ю. Семеняко в исполнении оркестра под управлением главного дирижера театра А. Лапунова.
Драматургическая основа спектакля поставила весь исполнительский коллектив в довольно трудное положение. Ему пришлось преодолевать условность действия. Сценическая коллизия настолько надуманна и далека от реальной действительности, что это обернулось в результате "прокрустовым ложем" для актеров, вынужденных раскрывать перед зрителями лишь общую идею, заложенную в образы, а не живые характеры. Так, главные действующие лица Мотыль и Нарейко – два антипода. Мотыль, директор загса, мечтатель. Нарейко – чиновник, бюрократ. Актеры, имеющие немалый сценический опыт с помощью режиссера-постановщика С. Штейна старались преодолеть слабость драматургического материала.
Мотыль – заслуженный артист БССР В. Фоменко – внешне ничем не напоминает созданных им ранее героев: Бони ("Сильва"), Наполеона ("Баядера"). Но он сумел наделить Мотыля, как и их. редкостным даром смотреть на мир, улыбаясь. Коллеги Мотыля и даже его собственная жена иронически называют его карасем-идеалистом: он носится со своей абсурдной идеей – добиться увеличения количества молодоженов, объявить неделю вечной любви, что-то вроде месячника безопасности движения. Конечно, сам замысел вызывает лишь улыбку (любовь живет по своим законам). Но и в этой парадоксальной ситуации В. Фоменко сумел подчеркнуть в своем герое великодушие и искренность порывов.
Мотыль В. Фоменко не выглядит жалким неудачником, жертвой собственной псевдоидеи, он наивен, простодушен, но чист. Он умеет радоваться жизни, бороться за счастье других людей, что начисто отсутствует в прямо противоположном персонаже Нарейке. Артист Ю. Лазовский, высмеивает своего героя точно, сдержанно, убедительно.
Стремясь в одном спектакле развенчать сразу дюжину пороков, автор пьесы оказался бессильным объять необъятное, не развив одну сквозную тему, а раздробив ее на несколько подтем. Вот почему женские роли спектакля воспринимаются всего лишь как эпизодические. И Олимпиада (В. Мазур), и Зиночка (В. Петлиикая), и Катя (А. Крайникова) лишены уже драматургом развивающихся характеров, и потому, несомненно, актерам чрезвычайно тяжело играть. Отсюда неизбежна скованность, схематичность.
Отдавая должное мастерству самих исполнителей и тому, что спектакль единственный в репертуаре водевиль, зрители тем не менее остаются холодны. Их не захватывает происходящее на сцене, потому что оно не согрето теплом самой жизни.
Л. ХАНОВА. Новгородская правда. – 1976. – 31 июля.
|