Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/"Нельзя лгать самому себе…" (2003 г., 7 дней)

"Нельзя лгать самому себе…" (2003 г., 7 дней)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

АЛЕКСЕЙ РЫБНИКОВ: "НЕЛЬЗЯ ЛГАТЬ САМОМУ СЕБЕ…"

Говорят, в блокадном Ленинграде люди ходили в театр под бомбами. Когда же осенью минувшего года в "Норд-Осте" был совершен террористический акт, театральные залы Москвы опустели. Единственный спектакль, который зрители приходили смотреть, – рок-опера "Юнона" и "Авось". В декабре минувшего года этот спектакль поставлен и на сцене Белорусского государственного музыкального театра. Наш корреспондент встретился с автором его талантливой эмоциональной музыки – композитором Алексеем РЫБНИКОВЫМ.

– Насколько мне известно, "Юнона" и "Авось" не первое произведение в жанре рок-оперы?


– Первой была "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", поставленная в 1976 году в Московском театре имени Ленинского комсомола. И шла она там на протяжении 18 лет. Это была вообще первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе. Поэтому чиновники Министерства культуры, считая меня "авангардистом", предлагающим "чуждый " жанр для отечественного театра, 11 раз отказывались принять спектакль. И все же спектакль и музыку ждал подлинный триумф. Выпущенный в 1977 году двойной альбом "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей. В 1979 году я, как автор, был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года, что положило начало официальному признанию.

– В чем, по-вашему, неугасаемый зрительский интерес к рок-опере "Юнона" и "Авось"?

– Кроме художественного своеобразия спектакль получился острым в политическом плане. Он прогремел не только на весь Советский Союз. Ведущие газеты Европы, Америки напечатали на него рецензии. К тому же написан и поставлен он так, что держит зал в постоянном напряжении. Очень важна правильно выстроенная музыкальная драматургия. Правда, пользоваться ею умеют очень немногие. Но главный секрет, скорее всего, заключается в стечении упомянутых и не названных мною факторов в одном произведении.

– Какое впечатление на вас произвела постановка на сцене минского музыкального театра?

– Приятно удивила. Спето, сыграно все очень талантливо и высокопрофессионально. Особенно исполнительницей арии Божьей Матери. Дело в том, что первая исполнительница, Жанна Рождественская, сегодня уже не может этого сделать. Там очень высокие ноты, большая нагрузка на голосовые связки. Поэтому, когда ставят спектакль, зачастую вместо живого голоса зрители просто слушают запись с пластинки, сделанной Жанной Рождественской еще 20 лет тому назад. А в минском театре оказалось сразу две солистки, которые поют эту арию живым голосом. И еще театр доказал, что музыкальная культура в Минске находится на очень высоком уровне. Алексей Исаев исполнил арию графа Резанова так, как было написано и задумано, то есть – от самых низких басовых нот до самых высоких теноровых, причем, очень выразительно. В сравнении с ленкомовским спектаклем, у вас больше поется, чем говорится. И мне это очень нравится.

– Ваши анкетные данные умещаются в несколько строк. Родился 17 июля 1945 года в Москве. Супруга Татьяна окончила МГУ имени М.В. Ломоносова. Дочь Анна – кинорежиссер. Сын Дмитрий – композитор, музыкант. А кто помог вам сформироваться как творческой личности?

– Огромную роль в формировании мировоззрения сыграл Арам Ильич Хачатурян, с которым меня познакомил отец-скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Я показал свои первые сочинения Хачатуряну (а писать начал рано), и это во многом определило мою судьбу. С 1956 по 1962 год учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории. В 1962-м поступил в Московскую консерваторию имени Чайковского по классу композиции А.Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969-м – аспирантуру по классу этого же выдающегося музыканта. Уже в консерватории судьба поставила меня перед выбором: либо принять существовавшие тогда нормы в искусстве, либо искать свой путь в творчестве. Я выбрал второе. Потому что, если ты хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе.

– Люди вашей профессии могут рассчитывать на популярность, равную известности кинозвезды?

– К сожалению, имена композиторов мы сегодня встречаем только в титрах кинофильмов, телесериалов, кроме, разумеется, тех, кто пишет для эстрадных звезд. Все диктует рынок. Музыка становится прикладной. Поэтому возродить прежние традиции в нынешних условиях чрезвычайно сложно. Тем более что в развитие серьезной музыки нужно вкладывать деньги, не рассчитывая на быструю отдачу и большие прибыли.

– Над чем вы работали последнее время?

– Написал музыку к кинофильму Павла Чухрая "Дети из бездны", посвященному трагедии Бабьего Яра, к фильму "Звезда". Сейчас заканчиваю музыку к ленте "Жизнь одна". Последняя работа в театре – это "Мистерия оглашенных", которая была впервые поставлена в 1992 году. Спустя почти 11 лет мы возродили спектакль. Его премьерный показ состоится 28 февраля в Москве в моем маленьком театре, хотя я являюсь руководителем большого концертного зала "Академический" на 1,5 тысячи мест. А новые произведения, над которыми упорно тружусь, пока не завершены. Одно из них называется "Оперный дом", и мы надеемся показать его уже в этом году хотя бы москвичам.

– Работаете ли вы как композитор в жанре балета?

– Это мой любимый жанр. Я даже написал в свои 11 лет балет "Кот в сапогах". Но он не поставлен. Может быть, потому, что рассчитан исключительно на детскую аудиторию. Была еще одна попытка написания балета уже для взрослой аудитории. Но и этот балет пока нигде на сцене не поставлен.

– А на заказ вам приходится писать?

– Сейчас для меня такого понятия, как заказ, не существует. Достаточно своих планов, производства, театра, где я могу осуществлять проекты, работать над которыми мне интересно.

– Видимо, в Минске вы не проездом…

– Приехал посмотреть спектакль и обговорить дальнейшие планы сотрудничества. Возможно, это будет спектакль "Красная Шапочка". Музыку к фильму с таким же названием я когда-то написал. Кстати, поставлен он был тоже в Беларуси.

Галина СКВОРЧЕВСКАЯ.
7 дней. – 2003. – 22 февр.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: