Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/Новые "Старые дома", или несколько слов об оперетте (1981 г., Знамя юности)

Новые "Старые дома", или несколько слов об оперетте (1981 г., Знамя юности)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

НОВЫЕ "СТАРЫЕ ДОМА", ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОПЕРЕТТЕ

Ах, оперетта!..

Старая, наивная, чуточку смешная и вечно прекрасная оперетта! Она вносит в нашу жизнь радостное дыхание праздника, стихию карнавала, звонкое веселье, пленяет заразительным ритмом, легкостью и блеском. Ведь не зря же сравнивают ее с "брызгами шампанского". 


Упоительные мелодии Штрауса, Легара, Кальмана... "Сильва" и "Марица", "Фиалка Монмартра" и "Баядера", "Принцесса цирка" и "Летучая мышь"... Почти полтора века живет оперетта на сценах театров, но симпатии зрителей несомненно отданы этому легкому и непритязательному жанру, его героям, полным неистребимой жажды жизни, песни, танца, смеха, шутки... 

На сцене театра музкомедии БССР – премьера. Оперетта О. Фельцмана "Старые дома" (пьеса Г. Голубенко, А. Сущенко, В. Хаита, сценическая редакция Л. Жуховицкого, стихи Р. Рождественского). 

О. Фельцман известен широкому зрителю и слушателю прежде всего как композитор-песенник. Это ему принадлежат мелодии популярных песен "Огромное небо", "Фронтовики, наденьте ордена", "Красно солнышко", "Венок Дуная", "Мир дому твоему". 

Оперетта "Старые дома" – отнюдь не дебют композитора в жанре музыкальной комедии. Еще в начале композиторской деятельности им написаны оперетты "Шумит Средиземное море", "Воздушный замок", "Суворочка", а за последние годы – героико-романтическая оперетта "Пусть гитара играет", посвященная защитникам Малой земли, и мюзикл "Тетка Чарлея" (под названием "Донна Люция" спектакль идет в театре музкомедии БССР). 

...На суперзанавесе – старый уютный дворик с домом, на крыше которого изогнул хвост черный кот. Декорация (художник Н. Хренникова) представит нам потом объемное изображение рисованного занавеса. Здесь и будет разворачиваться действие. 

"Противоборствующие лагери", между которыми и возникает конфликт, обозначены уже в программе спектакля. Это "жильцы дома" и "посторонние". Среди "посторонних" оказалась и студентка Галя (В. Петлицкая), невеста Андрея (Г. Харик) – сына одной из жительниц дома. Все дело в том, что по дипломному проекту Гали дом на Садовой, 16 должен пойти на снос. Здесь вырастут новые дома, будет разбит сквер. Юный максимализм и нетерпимость Гали, как на каменную стену, наталкиваются на упрямое нежелание жильцов переехать в новые благоустроенные квартиры со всеми удобствами. Ведь для них старый дом, где прожито столько лет, – это прошлое, это дорогие сердцу воспоминания, это чувство большой семьи. 

Музыка "Старых домов" – это действенное, организующее начало спектакля, а не повод для вставных вокальных или танцевальных номеров. Она богата разнообразием темпов и ритмов, разнообразием музыкальных форм – песен-монологов, дуэтов, ансамблей. Немало изобретательности и остроумия приложил композитор, чтобы создать выразительные музыкальные характеристики героев. Так, куплеты старого моряка Захара Алексеевича (В. Фоменко) построены как матросская песня, в дуэте актера Эрнста Борисовича (К. Лосев) и его жены Елизаветы Семеновны (Н. Ревинская) слышатся мотивы популярных танго 30-х годов. 

"Старые дома" – первая крупная самостоятельная работа главного режиссера театра Анатолия Молчанова. 

Чем привлекателен спектакль? Конечно же, узнаваемостью ситуаций и характеров, доверительной интонацией, душевным юмором и лирикой – тем сочетанием, которое так хорошо подходит оперетте. Одна из главных удач спектакля – исполнение роли Марии Ивановны, матери Андрея, народной артисткой республики Натальей Гайдой, исполнение искреннее, взволнованное, отмеченное художественным вкусом и тактом. 

Хотя "Старые дома" и лирическая комедия, но зритель находит в ней не только "отдохновенье от трудов". Спектакль далек от принципа "мало смысла, много танцев", в чем порой, и не без оснований, упрекают оперетту. В комедийном сюжете отчетливо звучат гражданские, патриотические мотивы. Достаточно вспомнить песню Андрея об отце, погибшем в годы Отечественной войны. 

Все это – сильные стороны спектакля, его, так сказать, "плюсы". Справедливости ради стоит заметить, что в спектакле существуют не только они. Если горячий и страстный поклонник театра оперетты кое-что "Старым домам" простит, то зрителю, более посвященному, имеющему возможность сравнивать и сопоставлять, не все здесь представится бесспорным. Поясню свою мысль. В последние годы в театре и кино, по телевидению мы видим множество музыкальных комедий, мюзиклов и водевилей, а то и просто спектаклей, фильмов, где актеры поют, танцуют. Записываю первые, пришедшие на ум, названия: "Небесные ласточки", "Соломенная шляпка", "Лев Гурыч Синичкин", "Мама", "12 стульев", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман". На памяти зарубежные мюзиклы "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу, "Человек из Ламанчи" М. Ли, "Вестсайдская история" Л. Бернстайна. Можно привести множество примеров, подтверждающих остроумие текста, отточенное мастерство актеров, умеющих прекрасно двигаться, петь. Согласитесь, что в условиях такого "соседства", такой творческой "конкуренции" не всегда "срабатывают" старые, безотказные приемы традиционного спектакля музкомедии. Об этом думалось на спектакле "Старых домов" и после него. Потому что есть в нем и уступки невзыскательному вкусу, и лишенные остроты остроты. Есть в пьесе многое от "комедии положений", а не "комедии характеров", известный схематизм чувствуется в обрисовке молодых героев. 

...Звучит хор героев о старых усталых Домах, вместе с которыми перелистано множество страниц жизни, а позади старого дома "вырастают" силуэты современных благоустроенных районов. Так заканчивается спектакль. Хотелось бы, чтобы из стен "Старого дома" зритель уносил с собой не только заряд веселья, но мыслей и чувств. У театра и его творческого коллектива есть для этого все необходимые "данные".

Т. МУШИНСКАЯ. 
Знамя юности. – 1981. – 15 янв.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: