Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/"Нужно быть сильнее обстоятельств…" (1994 г., Вечерний Минск)

"Нужно быть сильнее обстоятельств…" (1994 г., Вечерний Минск)

ВСЯ АФИША
Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

АЛЕКСАНДР СОСНОВСКИЙ: "НУЖНО БЫТЬ СИЛЬНЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ…"

Он совсем не похож на солидного маэстро. Вечно куда-то спешащий, одержимый множеством идей, Александр Сосновский всегда стремится быть в гуще событий. Однажды, еще студентом консерватории, он посреди учебного года вдруг на две недели уехал в Москву. Не пропускать же такое интересное событие, как конкурс дирижеров!

А на третьем курсе вообще удивил своих педагогов. После встречи со знаменитым Ильей Мусиным по его совету Александр решил поступать в Ленинградскую консерваторию – то есть все начать сначала.

...В небольшой комнате, где мы беседуем с главным дирижером Театра музыкальной комедии, все стены увешаны афишами. Есть среди них та, которая сообщает о концерте, ставшем госэкзаменом Александра Сосновского. Он дирижировал Шестой симфонией Чайковского. Зал был полон. И самые строгие экзаменаторы – завсегдатаи симфонических концертов – хорошо приняли молодого дирижера.

А он уже был приглашен в Минск: его учитель Иосиф Абрамис, тогда главный дирижер Театра музыкальной комедии, простил строптивого, но способного ученика. И вот Александр Сосновский уже почти четырнадцать лет работает в музкомедии.

– Вы никогда не сетовали на судьбу, что она привела вас в легкий жанр?

– На мой взгляд, оперетта жанр скорее трудный. Не каждый дирижер может встать за пульт в театре музкомедии. В оперетте нужны свобода, легкость, особое чувство стиля. Иначе можно испортить музыку – она станет жесткой, деревянной, потеряет свой шарм. Слушатель спросит – разве это Кальман? И будет совершенно прав.

– Но ведь в консерватории вас готовили к исполнению другой музыки...

– А я и ее не забываю. Те, кто следит за нашим театром, помнят "Вечер памяти Чайковского" или "Бенефис оркестра". Есть у нас в репертуаре балеты, опера...

– А вы не боитесь, что театр музкомедии потеряет свое лицо из-за слишком широких жанровых рамок?

– Нет, не боюсь. Он был и останется Театром музыкальной комедии. Кто сказал, что на нашей сцене не может идти опера-буфф или балет? Ну а ежемесячные выступления оркестра с разнообразными программами... Это была моя идея. Рад, что она нашла поддержку и понимание. Мы расширили оркестр, вывели его на сцену. Приглашаем музыкантов из других коллективов. И таким образом подняли творческий тонус. Сегодня оркестр стал значительно профессиональнее.

– Вы часто удивляете зрителя: во время спектакля вдруг выхватываете пистолет и стреляете, уходите от пульта в глубину сцены... Что это – дань моде?

– Мода тут ни при чем. Пистолет стреляет согласно воле автора. Хожу по сцене только тогда, когда это соответствует замыслу спектакля. Но, вообще, удивлять зрителя надо – современной музыкой, оригинальными решениями. Я знаю, что меня кое-кто считает возмутителем спокойствия. Но если музыкант ничего не ищет, а на работу идет по обязанности, значит, он уже умер. Естественно, как творческая личность. Для меня выходные, праздники – сущее наказание. Когда нет работы, чувствую себя не в своей тарелке. Поверьте, это не кокетство...

– Многие запомнили ваш успех в юбилейных концертах ГАБТа год назад. Почему именно вы тогда оказались за пультом?

– Мне предложили дирижировать, как у нас часто бывает, в "пожарном" порядке – кинули на прорыв. Но я согласился. Как можно отказаться от возможности выступить в академическом Большом театре? Зрители, наверно, не догадывались, что у меня с оркестром была всего одна репетиция. Ну что ж, кто не рискует, тот не выигрывает.

– Часто вам доводится выступать на стороне?

– Иногда дирижирую в симфонических концертах. Только, к сожалению, не в Минске. У нас привыкли считать, что нет пророка в своем отечестве. Может, потому камерным оркестром Беларуси руководит дирижер из Германии. А где же наши таланты? Сколько способных ребят в академии музыки, где я преподаю на кафедре оркестрового дирижирования. Но один из моих учеников уже в Нью-Йорке. Он понял, что здесь нет перспективы.

– А вам никогда не предлагали уехать?

– Предлагали и мне в свое время. Правда, в Москву, Одессу, Свердловск. Был момент, когда я чуть было не расстался со своим театром. Мы только что вернулись с фестиваля в Одессе. Наш "Клоп" поразил столицу юмора. Но после этого триумфа дома ждал холодный душ: обстановка в театре была отнюдь не творческой. Вынуждены были уйти некоторые ведущие артисты, музыканты. Руководство не могло исправить положение. А Министерство культуры выжидало, чем все это кончится: выплывет музкомедия или пойдет ко дну. В тот момент я взял и улетел в Новосибирск. Но когда новый директор Сергей Григорьевич Костин позвал меня обратно, разорвал контракт в Сибири и вернулся. Я давно знал этого человека и верил, что он сумеет поднять театр. И действительно: кончился долгий период не то застоя, не то спячки. Мы не просто выплыли, но и пошли полным ходом вперед. И тогда я еще раз убедился: все зависит от людей, от их профессионализма, желания работать. Понял, что можно и нужно быть сильнее обстоятельств.


Интервью вела 
Галина ЦВЕТКОВА. 
Вечерний Минск. – 1994. – 26 окт. – С. 5.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: