« Назад
ОКОЛДОВАЛИ ПАЦАНА!
В Белорусском государственном музыкальном театре состоялась премьера балета-сказки "Заколдованный принц" на музыку П. Чайковского. "Экспертизой" установлено: под этим названием скрывается "Щелкунчик". Указанный спектакль не совсем премьера, но зрители действительно околдованы.
Впервые "Щелкунчик" появился в балетной труппе этого театра в конце 1996 года, причем готовился специально к гастролям в Испании – по заказу импресарио. В начале 1997 года его увидели белорусские зрители – вот тогда-то и возникло это "кодовое" переименование, чтобы публика не путала, где Большой театр, а где музыкальный. Но со временем обветшали позаимствованные, изначально "не первой свежести" декорации, и балет был снят с репертуара. Возродился же он в несколько ином виде – с новыми сценическими аксессуарами (художник-постановщик – заслуженный деятель культуры Беларуси, лауреат премии "За духовное возрождение" Евгений Ждан), и идет под живой оркестр, а не под фонограмму (музыкальный руководитель и дирижер – Александр Сосновский). Слегка изменилась хореография сольных партий, некоторые детали были внесены и в изложение краткого содержания балета в программке и даже в партитуру, где предусмотренный композитором хор мальчиков пришлось заменить на женский.
И все же ощущение премьеры сохранилось. Как и ощущение детства. И даже – приближающегося Нового года. Может, виновата в том стилистика "детских рисунков", использованная в оформлении? Или все же чувство светлой ностальгии?
Ностальгии в спектакле много. "Ностальгична" уже сама хореография В. Вайнонена, отсылающая зрителя то к раннему романтизму, то к хореодраме. Прекрасно вписываются в нее и новые элементы, ассоциативно связанные с фигурным катанием и внесенные в па-де-де ведущими солистами театра, лауреатами международных конкурсов Юлией Дятко и Константином Кузнецовым после недавних гастролей в Хьюстоне, где они танцевали этот балет в хореографии Бена Стивенсона. А сколько умиленно-восторженной ностальгии вызывает па-де-труа маленьких воспитанников хореографического колледжа! Не менее ностальгичны, как ни странно, и несколько "реалистичные", в духе мультиков 50-х, костюмы мышей.
Конечно, нынешний "Заколдованный принц" не может (да и не должен) соперничать с другими "Щелкунчиками", недавно нашумевшими в мировом культурном пространстве: ни с пессимистично-черным в Пермском театре Евгения Панфилова, ни с вызывающе красочным, близким к шоу в Мариинском театре. Ведь и в своем ностальгически-светлом варианте этот спектакль (сценическая редакция и постановка главного балетмейстера театра, заслуженной артистки России Нины Дьяченко) – действительно "принц", пусть и маленький: по сравнению с оригиналом это несколько сокращенный, но зато более динамичный вариант.
Как бы ни посмеивались скептики, "Заколдованный принц" по-настоящему околдовывает публику. Причем околдовывает ее не шокирующей трактовкой известного с детства гофмановского сюжета, не шикарным внешним антуражем, а исполнительским мастерством танцовщиков, давая каждому из артистов труппы возможность проявить свой творческий потенциал.
Кристина КРЕМНЕВА. Белорусская деловая газета – 2002. – 17 мая.
|