Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/От жаворонка до лебедя (2011 г., Вечерний Минск)

От жаворонка до лебедя (2011 г., Вечерний Минск)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

ОТ ЖАВОРОНКА ДО ЛЕБЕДЯ

11-209a Она немного устала от эпитетов: несравненная Гайда, неувядаемая Гайда… А ведь это чистая правда. Ее никто ни с кем не мог сравнить ни в былые годы, ни сейчас. Потому что она всегда была единственная. Сегодня на постсоветском пространстве есть только одна королева оперетты – Наталия Гайда, народная артистка Беларуси. Леди Блеск.

Ну, а если говорить про неувядаемость, то представьте: открывается дверь гримерки, где мне назначено интервью, и входит… ой-ой-ой. Короткая мальчишеская стрижка. Сияющая улыбка. Модное платье. Сапоги до колен.

И только глаза выдают грусть и траур – три месяца назад из жизни ушел любимый муж…

Она тут же сокращает между нами расстояние. Никакой звездности. Подозреваю: ее райдеры наипростейшие – минералка, фрукты. "Нет, я люблю свиные отбивные. Но не перед спектаклем".

Мы тут же начинаем обсуждать событие, к которому готовится Музыкальный театр. С 17 по 21 апреля 2012-го впервые пройдет фестиваль "Наталия Гайда приглашает". В Минск приедут молодые актеры музтеатров и театров оперетт бывших республик СССР и четыре вечера подряд будут выступать рядом с примадонной в тех спектаклях текущего репертуара, где она занята: "Бабий бунт", "Сильва", "Моя жена – лгунья", "Аршин мал алан". Пятый вечер – гала-концерт. Каково! Петь в одно дыхание с Гайдой!

– Волнительно, Наталия Викторовна?

– Да, потому что фестиваль пройдет под моим патронажем. Он будет дружеским, пасхальным. Это не конкурс, это праздник. Надеюсь, что приедут не только молодые певцы, но и мои давние друзья – народные артисты России Владимир Яковлев из Иркутска, Виктор Кривонос из Санкт-Петербурга…

Она любит новое, необычное, не боится рисковать репутацией, умеет жить на скоростях. Немногие знают, что Наталия Гайда – дипломированный юрист. Работала в Свердловске юрисконсультом. Но страсть к музыке победила, и Наталия поступила в Уральскую консерваторию. Студентку четвертого курса пригласили в труппу театра, так что свой второй диплом она получила, когда исполняла в Свердловской опере партии Розины в "Севильском цирюльнике", Джильды в "Риголетто". Пела четыре года. А потом новый вираж судьбы. 23 сентября 1969 года Наталия Гайда с мужем, оперным певцом Юрием Бастриковым, переехали из Свердловска в Минск, оба стали работать в театре оперы и балета БССР.

– Вы представляли, куда едете?

– Конечно. В Союзе хорошо знали минскую оперу, гремели имена Бабия, Данилюк… Юрий Георгиевич в Свердловске был звездой, для него открывались большие перспективы. Удивительный человек – в Минск он поехал ради меня. Ему казалось, что это поможет моему становлению, моей карьере певицы. Нам дали двухкомнатную квартиру на улице Куйбышева, 28. Комаровка была тогда грязноватой. Мне показалось, что это окраина Минска: "Живем на краю Ойкумены, Юра". Муж: "Натик, все будет хорошо". Мы долго привыкали к городу, к театру. В Свердловске всегда были аншлаги, а Минск 1960-х еще не был городом театралов.

Все так: город, стремительно разраставшийся за счет притока населения из глубинки, нечасто ходил в оперу, и, чего греха таить, зияли пустые кресла даже тогда, когда выступали солисты лондонского Ковент-Гарден. Но Наталия Гайда и Юрий Бастриков делали все, чтобы Минск стал городом театралов.

У Наталии это было связано с очередным виражом: в 1970 году певицу перетянули из оперы в оперетту – в только что созданный Государственный театр музыкальной комедии БССР. "Куда идешь? Нет труппы, нет здания театра, будете мотаться по чужим углам", – предупреждали доброхоты. Но муж поддержал ее решение. И потом, лирико-колоратурное сопрано, которому в оперном театре уделялось не слишком много внимания, в оперетте могло зазвучать!.. Гайду брали переводом. Она заупрямилась: "Хочу пройти конкурс, как все". Композитор Юрий Семеняко был в комиссии и после конкурса, растроганный ее пением, встретил с распростертыми объятиями. 17 января 1971 года – первый сезон нового театра открылся героической музыкальной комедией Семеняки "Поет жаворонок". В главной роли – Наталия Гайда.

В этой карьере были и остаются и "брызги шампанского", и "соль на раны", и овации, и разочарования, и награды, и выматывающие гастроли с шефскими концертами по всей Беларуси. Вечно молодая, веселая и искрометная оперетта таковой выглядит только из зрительного зала. Были у Гайды завистники, были кляузы, она нервничала и в какой-то момент даже потеряла контроль над собой. Актриса понимала: надо работать так, чтобы не давать ни единого основания усомниться в творческой и человеческой состоятельности. Силы и кураж черпала из любви зрителей. В 1973 году ей присвоили звание заслуженной артистки республики, звание стало оберегом, атаки прекратились. Завистников давно уже нет в театре, а Гайда…

– Когда вы почувствовали: я прима?

– Я всегда знала: оперетта – мой жанр. Петь и играть на сцене дано мне от рождения. Обстоятельства сложились благоприятно, я не подвела свою судьбу. Есть такая поговорка: что было – того не было. В том смысле, что каждый день нужно начинать с чистого листа, былые достижения не в счет. Гайда так и живет. Может, поэтому она легко перешла на возрастные роли. Пела Сильву, а сейчас в этой же оперетте поет Александру, мать Эдвина.

Гайда потрясающая гротескная черепаха Тортила и озорная бабушка Красной Шапочки. Эти два спектакля – мюзиклы. В 2000-м театр музкомедии был переименован в музыкальный театр, а перемена имени – это перемена судьбы. Вчера пели одни только оперетты – сегодня ставят мюзиклы, водевили, рок-оперы, балеты. Амплитуда жанров большая. Гайда – исполнительница многожанровая (она проявила себя и как прекрасная драматическая актриса в спектаклях других театров "Валентинов день" и "Я не оставлю тебя"). Педагог с двадцатилетним стажем, Наталия Викторовна готовит молодых в таком же ключе.

– Несколько отойдя от оперетты, театр усложнил себе жизнь. Почему? Зачем?

– Видите ли, моя молодость совпала с расцветом советской оперетты – Дунаевский, Эшпай, Соловьев-Седой, Милютин… Но эти спектакли остались в прошлом, потому что устарели их либретто. Пришло время мюзикла. Мы хотим, чтобы в труппе появилась микротруппа, "заточенная" только под мюзиклы, этот жанр требует особой подготовки тела и голосовой практики.

Как неисправимый романтик я надеюсь, что и на меня поставят мюзикл, напишут роль, где можно сыграть, например, неразделенную любовь, страдание, катарсис.

В нашем театре я начала с жаворонка. А теперь жду свою лебединую песнь.

Или вы думаете, что Гайда в карьере уже всего достигла?

Светлана ШИДЛОВСКАЯ.
Вечерний Минск. – 2011. – 8 дек.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: