Учреждение Заслуженный коллектив Республики Беларусь
Белорусский государственный академический музыкальный театр
Главная/Пресса/"Павлинка" на музыкальной сцене (1973 г., Советская культура)

"Павлинка" на музыкальной сцене (1973 г., Советская культура)

Подписаться на рассылку:
это поле обязательно для заполнения
Имя:*
это поле обязательно для заполнения
Фамилия:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
Спасибо! Форма отправлена
« Назад

"ПАВЛИНКА" НА МУЗЫКАЛЬНОЙ СЦЕНЕ

Написанная для драматического театра пьеса белорусского классика Янки Купалы "Павлинка" сегодня обрела новую интересную жизнь на сцене самого молодого в Белоруссии Государственного театра музыкальной комедии.

Музыка, пение, танец органично вошли в спектакль минского театра, купаловские герои с их колоритной речевой характерностью, кажется, только и ждали момента, чтобы в песне, в движении показать себя еще озорней, громче, активней. Теперь песенка и дуэт, танец и пляска вносят дополнительные штрихи в их портреты, сообщают сценическому действию почти полетную стремительность. Композитор Ю. Семеняко написал увлекательную музыку. В ней органично соединились мелодии, сочиненные композитором, с известными народными попевками. Автор либретто Алесь Бачило использовал ряд стихотворных текстов Я. Купалы, а стихи, сочиненные им самим, тактично вошли в ткань пьесы, они в духе купаловской поэзии. Режиссер-постановщик С. Штейн последовательно и увлеченно проводит мысль о том, что новая "Павлинка" – это не спектакль с музыкой, а музыкально-драматическое представление – синтез слова и музыки, пластики и вокала. Режиссерский замысел убедительно поддержан работой художника В. Морозова, балетмейстера С. Дречина, дирижера Н. Фотина и исполнителями.

Благодаря музыке история, изложенная автором в варианте житейско-бытовом, обрела неожиданный поворот. Простор музыкальный потребовал простора сценического. И вот словно улетели куда-то стены дома Степана Крыницкого, а немногие предметы домашнего обихода "разбежались" по сценической площадке. Да и они порой уплывают куда-то вверх, и тогда на сцене воцаряется веселый, солнечный пейзаж: в золотистых лучах каруселью взлетели к небесам самые разноперые атрибуты деревенской жизни: лапти, кувшины, бадьи, плетень, аист в гнезде, стая гусей, конь в упряжке, мельница, хатка... А внизу бурлит, кружит, несется живая карусель, звонкий ярмарочный галоп. Эта танцевальная карусель возникает в начале спектакля, врывается в него еще раз, своей пестротой и многоголосием оттеняя и дополняя события, происходящие на хуторе Крыницкого.

Артистка Н. Гайда роль Павлинки в равной степени играет, поет, танцует. В единстве музыкального и драматического искусств рождается у артистки Н. Гайды характер героини – нежной и насмешливой, поэтичной и строптивой, храброй и находчивой, проворной. Павлинка в исполнении Н. Гайды под стать учителю Якиму Сороке. В. Бурцев в роли Якима – своего рода камертон спектакля. Естественность, обаяние, напор и энергия исполнителя делают небольшую роль Якима одной из центральных.

Две пары старших персонажей в этом спектакле отнюдь не старые люди. Крепкие, расторопные непоседы, они как бы соревнуются в озорстве. Исполнители Ю. Лазовский и К. Лосев (Степан), Р. Курлыкова и Н. Ревинская (Альжбета), В. Сердюков и В. Шевкалюк (Пранцысь), Т. Брагина (Агата) каждый по-своему преподносит затейливые словесные "коленца", все эти "ловкие" словечки, поговорки, которыми так щедро пересыпана их речь.

В пьесе Я. Купалы сатирическому осмеянию подвергнут чванливый сельский глупец и враль Адольф Быковский. Этот спесивый "шляхтич", натужно тянущийся ко всему "деликатному", "немужицкому", стал на опереточной сцене героем большого пародийного танцевально-вокального эпизода. Сделав Быковского фигурой откровенно шутовской, постановщики дали ему карикатурно-городское обличье и целый цикл танцев, вплоть до новомодных, сегодняшних. Однако в самом облике Быковского, в противопоставлении его сельскому виду остальных персонажей есть известная дань опереточно-театральной традиции. У Я. Купалы Быковский – сельский житель, и не к городской, а к богатой и "благородной" жизни он тянется, когда демонстрирует свои "тонкие" манеры, когда увлеченно врет о своем мнимом достатке. Что касается танцев, песенок, им исполняемых, в спектакле их уж слишком много, в какой-то момент они тормозят, приостанавливают действие.

Нарушением укоренившейся традиции завершать историю Павлинки счастливым соединением влюбленных стало возвращение театра к авторской редакции финала пьесы. Учитель, бунтарь, непокорная душа Яким Сорока появляется в пьесе только в первом ее эпизоде, и его тщетно ждет героиня в последней сцене. Яким арестован. Павлинка горюет – на этой драматической ноте обрывается действие, веселая комедия завершается печально.

Драматический театр этот финал много лет обходил, заменяя счастливым. В оперетте композитор и режиссер создали выразительный конец спектакля, развив короткий, в несколько реплик, эпизод в развернутый финал.

Звучит за сценой голос Якима, поющего маршеобразную песню на слова известного стихотворения Я. Купалы "Мужик". А на сцене герои как бы провожают его, невидимого нами, уже шагающего вместе с другими по этапу, и голос певца, стихи и музыка бодрят, дают силы тем, кто остается дома, кто смотрит вслед уходящим...

Песнь Якима "Мужик" возникает в спектакле трижды. Ею начинает театр свое представление, она слышна за окном, когда отец отнимает у дочери фотографию Якима, и вновь звучит в самом конце. Наиболее органично она входит в действие именно в финале. Комедийность, насмешливость, карусельное веселье не мешают воспринять серьезность, драматизм истории, рассказанной зрителям средствами музыки, пения и танцев.

Н. АРКИНА.
Советская культура. – 1973. – 26 окт.



Исключительные права на материалы, размещенные на Интернет-сайте Белорусского государственного академического музыкального театра (www.musicaltheatre.by), в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь, принадлежат Учреждению “Заслуженный коллектив Республики Беларусь “Белорусский государственный академический музыкальный театр” и не подлежат использованию в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. По вопросам использования материалов, размещенных на сайте, обращаться на e-mail: marketing@musicaltheatre.by

Мы в социальных сетях: